Повсеместная экономия бюджетных средств в Украине, в связи с кризисной экономической ситуацией, коснулась, кроме прочего, и пенсионного обеспечения. Путем внедрения реформ в этой сфере, Правительство намеревается сбалансировать бюджет Пенсионного Фонда Украины, тем самым сэкономив государственные средства. Другими словами, Государство планирует наполнить бюджет за счет пенсионеров.

Модификации в пенсионном законодательстве коснутся тех групп граждан, пенсионное обеспечение которых, по словам Правительства, «не было усовершенствовано во время проведения пенсионной реформы в 2011 году». Таким образом, принятые изменения не только берегут бюджетные деньги, но и «совершенствуют» некоторые положения в пенсионном обеспечении.

Итак, принятый ВРУ Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» №213-19 от 02.03.2015 предполагает следующее (самое основное):

  1. Пенсионеры, работающие на специальных должностях (государственные служащие и приравниваемые к ним лица, прокуроры, народные депутаты, судьи и прочие), присвоенные им специальные пенсии, получать не будут. То есть, государственные служащие – пенсионеры смогут либо работать и получать зарплату либо уйти «на заслуженный отдых» и получать специальную пенсию.

Указанная выше норма не охватывает такие категории, как: инвалиды I и II групп, инвалиды войны III группы, участники боевых действий, члены семей военнослужащих, участники АТО.

  1. Другим категориям работающих пенсионеров пенсии будут выплачиваться только в размере 85 процентов, но не менее 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность. (Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, в расчете на одно лицо на месяц в 2015 году, составляет 949 гривен)

Таким образом, минимальная пенсия работающего пенсионера (кроме госслужащих) составит 1423,5 гривен.

  1. Поэтапное увеличение льготного пенсионного возраста для женщин, родившихся в 1970-ом году и позже – на 5 лет; увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию – на 5 лет.

Для получения льготной пенсии по списку №1 необходимо иметь:

(Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями работы, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный КМУ (постановление №36 от 16.01.2003))

Женщинам: возраст  - 50 лет (вместо 45); стаж – 20 лет (вместо 15).

Мужчинам: стаж 25 лет (вместо 20).

Для получения льготной пенсии по списку №2:

(Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями работы, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденный КМУ (постановление №36 от 16.01.2003))

Женщинам: возраст - 55 лет (вместо 50);  стаж – 25 лет (вместо 20).

Мужчинам: стаж 30 лет (вместо 25).

Для лиц, профессии которых не входят в указанные списки, но которые тоже вправе получать льготную пенсию по возрасту (трактористы-машинисты, доярки, и прочие профессии, перечисленные в пунктах «в-з» (кроме «ж») ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении» №1788-XII от 05.11.1991) также действует вышеописанное правило «5 лет»  – повышение возраста для женщин и увеличение страхового стажа для женщин и мужчин – на 5 лет.

  1. Постепенное повышение страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по выслуге лет как для женщин, так и для мужчин – на 5 лет, а также пенсионного возраста для женщин на 5 лет, если пенсия по выслуге лет назначается после достижения определенного граничного возраста (к примеру, для бортпроводников для выхода на пенсию по выслуге лет необходимо дожить до возраста 55 и 50 лет, мужчинам и женщинам соответственно; для спортсменов же присуждение пенсии никак не зависит от возраста).

Увеличение страхового стажа будет проходить в период 01.04.2015 - 01.04.2024 (каждый год необходимый стаж будет расти на 6 месяцев).

Принятые законодательные метаморфозы вступят в силу с 1 апреля 2015 года.

Акцентируем внимание на то, что законодательные нововведения относительно пенсионного обеспечения пенсионеров, которые работают, имеют временных характер – до 31.12.2015 года.

В целом, Закон корреспондирует с Пенсионной реформой 2011 года – в части повышения пенсионного возраста для женщин и повышения страхового стажа. Вдобавок, Закон в некоторой мере является «продуктом рекомендаций» МВФ.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: