Изменение типа экономической модели хозяйствования и стремительный процесс интеграции Украины в глобальную бизнес-среду обусловили возникновение в отечественной экономике значительного количества новых профессий.

Учитывая инертность законодательства, у субъектов хозяйствования часто возникают сложности при оформлении трудовых отношений с работником, ведь Классификатор профессий ДК 003: 2010, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 года № 327 (далее — Классификатор профессий) не всегда содержит соответствующую профессию.

В то же время, и работник и работодатель заинтересованы в том, чтобы документы кадрового делопроизводства содержали наименование именно той профессии или должности, на которую принимается работник, а не наиболее близкое по смыслу наименование, содержащееся в Классификаторе профессий.

Руководствуясь тем, что Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины) не содержит ссылки на Классификатор профессий, как и не устанавливает необходимости его соблюдения, значительное количество работодателей вносят в трудовую книжку работников профессии, которые Классификатором профессий не предусмотрены.

По нашему мнению, такой подход является ошибочным и может привести к негативным последствиям как для работодателя, так и для работника.

Согласно ст. 4 КЗоТ Украины, законодательство о труде состоит из Кодекса законов о труде Украины и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

Согласно ч. 5 ст. 48 КЗоТ Украины, порядок ведения трудовых книжек определяется Кабинетом Министров Украины.

Согласно п. 5 Постановления Кабинета Министров Украины «О трудовых книжках работников» от 27.04.1993 года № 301 (далее — Постановление № 301), Министерство труда, Министерство юстиции, Министерство социальной защиты населения совместно с заинтересованными министерствами и другими подведомственными Кабинету Министров Украины органами исполнительной власти с участием профсоюзных объединений были уполномочены разработать и утвердить Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Во исполнение Постановления № 301, Министерством труда, Министерством юстиции и Министерством социальной защиты населения был издан совместный приказ от 29.07.1993 года N 58 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников» (далее — Инструкция), согласно п. 2.14. которой: «Записи о наименовании работы, профессии или должности на которую принят работник, выполняются для рабочих и служащих в соответствии с наименованием профессий и должностей, указанных в „Классификаторе профессий“.

Если работник имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях, запись в трудовой книжке делается на основании приказа, изданного по результатам аттестации рабочих мест, и должна соответствовать наименованию профессии или должности согласно Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Таким образом, законодательством Украины по вопросам труда установлено требование относительно соответствия наименования профессии в трудовой книжке работника Классификатору профессий, а в случае если работник имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях — Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 24.06.2016 года № 461 (далее — Списки).

Итак, несоответствие наименования профессии Классификатору профессий или Спискам является нарушением порядка ведения трудовых книжек, и, соответственно, нарушением законодательства о труде.

Согласно абз. 2 п. 4 Постановления № 301, за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.

Другие виды ответственности установлены ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях, согласно которой нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 гривен), а также ст. 265 КЗоТ Украины, согласно которой юридические и физические лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае нарушения других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым — четвертым части второй этой статьи — в размере минимальной заработной платы (по состоянию на 04.12.2017 года — 3200 гривен).

Также, следует обратить внимание на то, что необходимость правильного осуществления записей в трудовых книжках работников и в других документах кадрового делопроизводства, в том числе — в части наименования работы, профессии или должности на которую принят работник, обусловлена ​​необходимостью обеспечения реализации работниками своего права на пенсию по возрасту на льготных условиях, ведь при решении вопроса о назначении пенсии на льготных условиях, несоответствие наименования должности в документе, удостоверяющем трудовой стаж лица соответствующему Списку может затруднить или сделать невозможным получение таким лицом пенсии по возрасту на льготных условиях.

 

Юрист Алексей Мазуренко


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: