НБУ определил специальные требования к осуществлению финансовых операций между субъектами СЭЗ «Крым» и материковой Украины. В постановлении «О применении отдельных норм валютного законодательства во время режима временной оккупации на территории свободной экономической зоны «Крым»» №699, действующем с 5 ноября этого года содержатся следующие нововведения:

 

  • физические лица с регистрацией или постоянным проживанием в крымском регионе являются нерезидентами;
  • договоры, подписанные между субъектами СЭЗ «Крым» и субъектами материковой территории Украины надлежит рассматривать как внешнеэкономические (с применением к ним соответствующих законодательных требований НБУ);

Отныне на материке запрещено:

  • оформление новых рублевых депозитов и кредитов (в том числе овердрафтов), также пролонгация и наращивание старых (заключенных до 27 сентября 2014 года);
  • запрет на материковой части Украины на привлечение депозитов и выдачу кредитов, в т.ч. овердрафтов в российских рублях, а также, увеличение суммы или продление действия таких договоров, заключенных до 27.09.2014 года;
  • проведение операций по открытым до 27.09.14 текущим счетам юрлиц, размещенных в СЭЗ. Кроме того, банковским учреждениям следует провести необходимые процедуры по их закрытию;
  • использование электронных платежных средств, выпущенных на территории Крыма.
  • инвестиции в объекты с размещением (регистрацией) на аннексированной территории для жителей материка;
  • установлен запрет на перемещение наличных рублевых средств через административную границу между Крымом и материком. Запрет не распространяется на перемещение сумы, эквивалентной не более 10 000 грн., совершенное физическими лицами;

Указанные изменения коснулись процесса осуществления переводов с материка в СЭЗ и обратно. Такие переводы теперь рассматриваются в качестве внешнеэкономических и разрешены гривне или другой валюте из 1-ой, 2-ой категории по Классификатору иностранных валют и банковских металлов.
Совершение таких денежных операций регулируется нормативными актами Нацбанка относительно перечисления средств в страну/из страны. Так, в Постановлении утверждается, что резиденты теперь смогут оплачивать обязательства по имуществу (кроме ценных бумаг), приобретенному до 27 сентября 2014 года (даты вступления в силу Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым») с местом расположения в СЭЗ.
При этом, неясным остается вопрос возможно ли будет на оккупированной территории Крыма оплатить коммунальные услуги и земельный налог в долларах США? Если проводить соответствующие аналогии с украинскими нормами, то это было бы не возможно, так как управлением имуществом должен заниматься представитель-резидент владельца-нерезидента.

Банки осуществляют переводы при наличии документов:

  • у юридических лиц: документов, подтверждающих наличие имущества и оснований для платежа;
  • у физических лиц: документов о декларировании объектов жилой недвижимости и о подтверждении наличия оснований для оплаты обязательств.

Для исполнения обязательств субъектами Крыма перед банками, которые находятся на материковой территории Украины, установлено обязательное осуществление банком-кредитором (в случае поступления средств в валюте, которая отлична от валюты кредита) покупки, продажи (обмена) на межбанковском валютном рынке Украины этой валюты для зачисления средств по погашению кредитных обязательств в валюте кредита; В статистической отчетности для НБУ расчеты с субъектами Крыма отражены с соответствующим кодом для территории СЭЗ «Крым».
В статистической отчетности для НБУ операции с субъектами Крыма отражаются с использованием кода территории СЭЗ «Крым».

Фактически, данное постановление является продолжением политики валютного регулирования НБУ по отношению к Крыму после его аннексии (март 2014 года).

Напомним, что ранее НБУ были приняты постановления аналогичной направленности, такие как:

  • постановление "Об отзыве и аннулировании банковских лицензий и генеральных лицензий на осуществление валютных операций отдельных банков и закрытии банками обособленных подразделений, расположенных на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя" № 260 от 06.05.2014;
  • постановление №435 от 22.07.2014, которым ратифицирована «Инструкция по организации работы банковской системы в чрезвычайном режиме».

Однако, реальным «предшественником» Постановления №699 стал вышеупомянутый Закон «О СЭЗ «Крым», действующий с 27 сентября.

В основном текст Постановления №699 почти полностью повторяет нормы указанного закона, которые касаются сферы регулирования НБУ, а нормы Постановления №699 фактически начали использоваться банками с момента вступления Закона в силу (другими словами с 27 сентября этого года).

Например, на сайте UniCreditBank сведения о табу на пополнение действующих и открытие новых вкладов физлицами в рублях появилась со ссылкой на закон от 27.09.2014 года еще до принятия Постановления №699.

Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: