4 июля 2013 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины № 408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования», которым был установлен механизм налогового контроля за трансфертным ценообразованием, определены операции, которые подпадают по контроль и методы определения цены в контролируемых операциях. Согласно данному закону под контроль попадают только те сделки, общий годовой объем с каждым контрагентом которых, составил не менее 50 млн. грн. (без НДС).

С целью того, что бы налоговый контроль за трансфертным ценообразованием был сосредоточен именно на внешнеэкономических операциях, с помощью которых осуществляется валютный оборот, 6 марта 2014 года на рассмотрение ВРУ был вынесен законопроект № 4375  «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины (относительно усовершенствования осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием)».

Данный законопроект предлагает внести следующие изменения в Налоговый Кодекс Украины:

  • сузить перечень контролируемых хозяйственных операций до внешнеторговых хозяйственных операций;
  • изменить продолжительность срока проверки контролируемых операций максимум до 5  месяцев;
  • снизить суммы штрафов за непредставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику;
  • отменить приоритет официально признанных Кабинетом Министров Украины источников информации, которыми пользуются контролирующие органы при осуществлении ими налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
  • установить первый налоговый отчетный период для представления отчета о контролируемых операциях - с 1 января 2014 года;
  • исключить положения, в соответствии с которыми при проведении проверки территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, имеет право применять другие методы определения цены контролируемых операций, если им доказано, что примененный плательщиком налогов метод не дает возможность правильно определить цену контролируемой операции;
  • временно, до 1 января 2018 года установить, что отклонение договорных цен в налоговом учете налогоплательщиков в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен не более чем на 5% не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности. Данное положение касается операций по импорту/экспорту товарных позиций в соответствии с УКТ ВЭД, а именно:
    • 1001–1008 - Зерновые культуры;
    • 1501–1522 - Жиры и масла животного или растительного происхождения;
    • 2601–2621 - Руды, шлаки и зола;
    • 2701–2716 - Топлива минеральные;
    • 2801–2853 - Продукты неорганической химии;
    • 2901–2942 - Органические химические соединения;
    • 7201–7229 - Черные металлы;
    • 7301–7326 - Изделия из черных металлов.

Стоит отметить, что правила о трансфертном ценообразовании на сегодняшний день активно используются во многих странах и являются эффективным инструментом противодействия минимизации налоговых обязательств.

На данный момент вышеупомянутый законопроект находится на рассмотрении в Комитете Верховной Рады Украины.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: