27 сентября 2017 года вступает в силу закон № 2058-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения барьеров для привлечения иностранных инвестиций" (далее ─ Закон), принятый Верховной Радой Украины 23 мая 2017 года. Настоящим Законом вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

  • Кодекс Украины об административных правонарушениях;
  • Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства»;
  • Закон Украины «О занятости населения»;
  • Закон Украины «О едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус».

Кроме основной цели - повышение уровня инвестиционной привлекательности Украины, задачей новых изменений является упрощение порядка выдачи временного вида на жительство в Украине (далее - ВВЖ) и разрешений на применение труда иностранцев и лиц без гражданства.

Далее предлагаем ознакомиться с актуальными новшествами и определить, действительно ли такие изменения приведут к упрощению, или возможно, наоборот, усложнят процесс получения разрешительных документов иностранцами.

В целом в Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» вносятся изменения, которые определяют:

  • Основания для пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на период действия ВВЖ.
  • Срок действия ВВЖ и основания его продления.
  • Процедурные изменения (административный сбор за оформление ВВЖ или продление срока действия, срок выдачи ВВЖ).

I. Основания для пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на период действия ВВЖ.

Новым законным основанием для пребывания иностранцев и лиц без гражданства (далее - иностранцы) на территории Украины на период действия вида на жительство является то, что такие иностранцы являются учредителями и/или участниками и/или бенефициарными собственниками (контроллерами) юридического лица, зарегистрированного в Украине, и прибыли в Украину с целью контроля за деятельностью таких юридических лиц и получили ВВЖ.

Хотя в данном случае также существуют ограничения - основанием для выдачи ВВЖ, кроме заранее очевидных подтверждающих сведений и документов, является размер взноса иностранца-учредителя (участника) в уставный капитал юридического лица в сумме не менее 100 000 евро (по официальному валютному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату внесения иностранной инвестиции, в качестве вклада в уставный капитал, если такая иностранная инвестиция осуществлена ​​в денежной форме).

Стоит согласиться, что это довольно значительная сумма и далеко не каждый иностранец инвестирует такие средства в уставный капитал. В то же время понимаем, что данная норма прямо призвана способствовать привлечению иностранных инвестиций, поэтому рассчитываем на ее эффективность.

II. Срок действия ВВЖ и основания его продления.

Теперь сроки действия ВВЖ будут прямо зависеть от оснований его получения. Так, в случае если ВВЖ был выдан:

  • на основании разрешения на трудоустройство, его срок действия будет равен сроку действия разрешения на трудоустройство;

  • для участия в реализации проектов международной технической помощи - срок реализации проекта международной технической помощи;

  • учредителям/участникам/бенефициарными владельцам (контролерам) юридического лица, срок действия ВВЖ составит 2 года;

  • с целью обучения - на период обучения.

Во всех других случаях, срок действия ВВЖ, как и раньше, будет составлять один год. В то же время такой срок не может превышать срока действия паспортного документа иностранца.

Такие нововведения устранят необходимость ежегодного продления срока действия ВВЖ для всех иностранцев.

Еще одно существенное изменение коснулось оснований продления срока действия ВВЖ, которое было получено на основании разрешения на трудоустройство. Отныне, для продления действия такого ВВЖ иностранец должен подтвердить трудоустройство в этом юридическом лице не менее трех граждан Украины, которые приступили к работе не менее чем за шесть месяцев до даты подачи заявления о продлении срока действия ВВЖ, или уплату юридическим лицом налога на прибыль предприятий в размере не менее 50 минимальных заработных плат за последний полный финансовый год до даты обращения о продлении срока действия ВВЖ.

То есть возможны два пути решения вопроса: необходимость «экстренного» трудоустройства граждан Украины для доукомплектования кадров юридического лица, или же пополнение государственной казны налогами при условии, что деятельность компании была достаточно успешной. В таком случае, возникает логичный вопрос, не превратится ли потребность подтверждения трудоустройства не менее трех граждан Украины в массовое явление «подставной» кадровой политики.

III. Процедурные изменения.

Положительным изменением видим возможность подачи документов на получение ВВЖ через представителя, действующего на основании доверенности, что достаточно упростит процедуру подачи документов, поскольку минимизирует необходимость очередного присутствия иностранца в Государственной миграционной службе. Хотя в то же время требование о получении ВВЖ исключительно лично иностранцем остается, что считаем все же целесообразным для непосредственной идентификации личности иностранца.

Уменьшается срок выдачи оформленного ВВЖ и крайний срок обращения для продления срока его действия (в обоих случаях - до 10 календарных дней), и за обе услуги устанавливается административный сбор в размере 20 НМДГ (340 грн.).

Органам государственной власти отныне запрещается требовать для оформления ВВЖ любые другие документы, не предусмотренные законом, а потому сама процедура оформления или продления ВВЖ становится прозрачной.

Значительное количество изменений и дополнений Закон также вносит в Закон Украины «О занятости населения» в части применения труда иностранцев.

Однако одним из важнейших изменений считаем требование сформированности уставного капитала юридического лица на момент подачи заявления о выдаче разрешения на трудоустройство учредителей и/или участников, и/или бенефициарных владельцев (контроллеров) юридического лица. Хотя и возникает вопрос целесообразности данной нормы, ведь в случае, когда иностранец является не единственным учредителем (и/или участником, и/или бенефициарным владельцем) юридического лица, то факт сформированности такого уставного капитала зависит не только от иностранца.

Также, впервые вводится условие выплаты минимальной заработной платы (МЗП) для иностранцев в размере соответственно 5 МЗП - иностранным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и учебных заведениях и 10 МЗП ─ для всех остальных трудоустроенных иностранцев.

Учитывая такие изменения, работодатель на предприятии должен выплачивать иностранному работнику заработную плату в размере не менее 32 000 грн. в месяц. Установление такого требования к минимальной заработной плате для иностранных работников, с одной стороны, должно способствовать ограничению манипуляций некоторых иностранных граждан с трудоустройством для дальнейшего получения вида на жительство в Украине, а с другой стороны, отобьет «желание» у работодателя принимать в штат иностранные кадры, что значительно уменьшит шансы квалифицированных иностранных работников устроиться на работу в Украине.

Кроме того, новое законодательство определяет особые категории иностранных работников, а именно:

  • иностранные высокооплачиваемые профессионалы;

  • учредители и/или участники, и/или бенефициары (контроллеры) юридического лица, созданного в Украине;

  • выпускники университетов, входящих в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины;

  • иностранные работники творческих профессий;

  • иностранные ИТ-профессионалы.

Именно для перечисленных выше категорий иностранцев требование к минимальной заработной плате не применяется. Однако некоторые критерии и условия документального подтверждения указанных категорий четко не определены, что может привести к недоразумениям при оформлении документов.

Также среди других важных изменений, в частности:

  • регламентируется порядок совмещения должностей иностранцами, что считаем положительной новацией, поскольку на практике довольно часто возникали проблемы, например, с назначением исполняющего обязанности представителя топ-менеджмента, заместителями которого достаточно часто являются иностранцы, но совмещение должностей для них не допускалось;

  • сокращается и существенно упрощается перечень документов, предоставляемых для получения и продления разрешения на трудоустройство иностранцев;

  • изменяется срок действия разрешений на трудоустройство, который теперь будет устанавливаться в соответствии с категорией иностранцев;

  • устанавливается новый размер оплаты за выдачу или продление разрешения на трудоустройство иностранцев, - оплата будет зависеть от прожиточного минимума и срока, на который выдается разрешение;

  • регламентируется срок рассмотрения заявлений о выдаче (7 рабочих дней) или продлении (3 рабочих дня) разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства и порядок принятия заявлений о выдаче/продлении/внесении изменений/отмены разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства;

  • уточняется порядок отказа в выдаче, продлении разрешения на применение труда иностранцев, внесение изменений в такое разрешение.

Как видим, изменения будут существенными, фактически введен новый порядок и правила для оформления документов на право пребывания иностранцев на территории Украины.

Должны отметить, что не все рассмотренные изменения в законодательство действительно упростят порядок получения разрешительных документов для иностранцев, однако надеемся, что они будут иметь положительный эффект при реализации норм на практике и способствовать более прозрачным процедурам, связанным с получением ВВЖ и разрешений на применение труда иностранцев.

Людмила Касьян, помощник юриста


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: