Как известно, реклама в нынешних условиях имеет большое значение и относительно мало предприятий обходится без рекламы в той или иной форме. При этом при создании рекламы следует учитывать нормы права, которые регулируют или устанавливают требования к ней.

Одним из аспектов, которые следует учитывать, является соблюдение при создании рекламы требований законодательства о защите прав потребителей. Хотя перечень органов, уполномоченных контролировать рекламу, достаточно широкий (среди прочих, в этот перечень входит Госпотребинспекция, Антимонопольный комитет Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и другие)[1], в этой статье, с учетом ее предмета, акцент будет сделан именно на некоторых аспектах полномочий Госпотребинспекции в сфере рекламы.

Например, статьей 10 Закона Украины «О рекламе» запрещается недобросовестная реклама; при этом, решение о том, является ли реклама добросовестной или нет, принимают контролирующие органы, в том числе Госпотребинспекция (или ее территориальные органы). Как показывает практика, Госпотребинспекция это положение законодательства трактует достаточно широко – к недобросовестной она относит рекламу, которая, например, может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить ущерб отдельным лицам или обществу в следствии неточности, недостоверности (например, предоставление информации о занятии призового места в рейтинге без предоставления информации о том, какое именно место и в каком именно рейтинге).

В случае, если Госпотребинспекция считает рекламу недобросовестной, она согласно части второй статьи 26 Закона Украины «О рекламе» имеет право истребовать от рекламодателей, изготовителей и распространителей рекламы документы, устные или письменные  объяснения, видео- и звукозаписи, а также другую информацию, необходимую для исполнения Инспекцией функций контроля. Как правило, требование о предоставлении такой информации осуществляется на основании письменного запроса; часто основанием для такого запроса служит обращение какого-либо лица, которое считает, что его права или интересы нарушены соответствующей рекламой[2]. Бывают случаи, когда требование о предоставлении информации получает предприятие, которое не имеет никакого отношения к рекламе, послужившей основанием запроса (например, требование получает импортер, хотя саму рекламу производил один из дилеров этого импортера).

В случае получения такого запроса необходимо предоставить ответ в течении срока, указанного в запросе. Как правило, в самом запросе, среди прочих, прописывается требование о предоставлении документального подтверждения стоимости распространенной рекламы. Такое требование обуславливается двумя вытекающими из него последствиями: во-первых, согласно части 6 статьи 27 Закона Украины «О рекламе» за непредоставление или предоставление недостоверной информации о стоимости рекламы  на запрос Госпотребинспекции на предприятие может быть наложен штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, и, во-вторых, при установлении нарушения на предприятие может быть наложен штраф в зависимости от стоимости рекламы (при этом непредоставление информации не означает отсутствие штрафа – при невозможности установления стоимости рекламы налагается штраф в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан).

Если же требование о предоставлении информации получено предприятием, не имеющим отношения к рекламе, которая послужила основанием запроса, считаем целесообразным предоставить Госпотребинспекции соответствующие объяснения с указанием непричастности предприятия к этой рекламе.

Учитывая изложенное выше, считаем необходимым перед размещением рекламы проверять ее на соответствие требованиям законодательства. В случае же получения запроса от Госпотребинспекции считаем целесообразным взвешенно подходить к предоставлению информации с учетом рисков, связанных с наложением штрафов за непредоставление информации.

 

[1] Эти органы перечислены в статье 26 Закона Украины «О рекламе».

[2] Следует отметить, что иногда такими «заинтересованными лицами» являются конкуренты, которые пытаются таким образом создать для рекламодателя препятствия в рекламе либо дискредитировать его.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: