Исполнительное производство - это совокупность действий, направленных на принудительное исполнение решений судов и других органов. Согласно действующему законодательству, принудительное исполнение решений в Украине возложено на государственную исполнительную службу.

20 декабря 2013 года в парламенте принят за основу законопроект № 3192 «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» относительно постановления об окончании исполнительного производства, которым предлагается исключить из Закона № 606-XIV пункт 11 части первой статьи 49 и часть третью статьи 75.

В частности, документом предлагается исключить пункт, в соответствии с которым в случае, если выполнить решение без участия должника невозможно, то государственный исполнитель налагает на должника штраф и вносит уведомление правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности, после чего выносит постановление об окончании исполнительного производства и возвращает исполнительный документ в суд или иной орган, который его выдал.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, принятие таких изменений обусловлено тем, что существующая система исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, является малоэффективной и недейственна. В частности, это касается положений ч.3 ст. 75 ЗУ «Об исполнительном производстве», согласно которой государственный исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства, если исполнение решения без участия должника невозможно, что противоречит требованиям ст. 115 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ст. 13 Закона Украины « О судоустройстве и статусе судей» и ч.5 ст. 124 Конституции Украины, относительно того, что судебные решения являются обязательными для исполнения.

Законопроект разработан с целью устранения правовых коллизий в действующем законодательстве Украины и обеспечения конституционных прав и законных интересов лиц относительно обязательности исполнения судебных решений.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики 18 декабря 2013 года рассмотрел вышеупомянутый законопроект и предоставил свои выводы по этому вопросу. А именно, члены Комитета считают, что проект заслуживает внимания и может быть поддержан, поскольку он направлен на утверждение конституционного принципа обязательного исполнения судебных решений. Но, изъятие из Закона части третьей статьи 75, регламентирующей действия государственного исполнителя в случае, если выполнить соответствующее решение без участия должника невозможно, члены Комитета считают сомнительными, так как инициаторы законопроекта не предложили иного порядка исполнения такого решения. Кроме того, в случае исключения ч.3 ст. 75 Закона государственный исполнитель будет лишен права на наложение на должника штрафа (согласно ст. 89 Закона) и внесения уведомления правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности по закону. Учитывая вышеизложенное, Комитет считает, что проект заслуживает внимания, но требует доработки.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: