Начиная с января 2015 года, вступили в силу изменения в налоговом законодательстве относительно перечня лиц, которым нужно установить регистраторы расчетных операций.

Регистраторы расчетных операций (или РРО) предназначены, в первую очередь, для учета средств во время осуществления расчетных операций. Основной целью установления РРО со стороны лица, которое ведет хозяйственную деятельность, является контроль над денежным оборотом. А вот для фискальных органов, это один из методов сбора полезной информации и статистики для контроля хозяйственной деятельности юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Если раньше для ФЛП которые находились на упрощенной системе налогообложения, не было обязательным установление РРО, то в связи с принятием изменений в Налоговый кодекс Украины, с 01.07.2015 года ФЛП, которые относятся к третьей группе упрощенной системы налогообложения (единщики), обязаны установить РРО. Само принятие в Налоговый кодекс таких изменений связано с выведением ФЛП из «теневого» сектора экономики, ведь очень часто не все доходы ФЛП писались в Книгу доходов и сборов.

С целью уменьшения давления на малый и средний бизнес, народными депутатами Украины были внесены два законопроекта № 1718 и № 2444, которые предусматривают отмену обязательной установки РРО для плательщиков единого налога 1-3 групп. Но так как первый проект был отправлен на замену, а второй находится на этапе ознакомления, ни один из них так и не принят. Так что нельзя с беспечностью утверждать об отсутствии надобности в установке РРО.

В третью группу упрощенной системы налогообложения входят ФЛП, у которых денежный годовой оборот не превышает 20 миллионов гривен. Единственным исключением в применении РРО для единщиков 3-ей группы является ситуация, в которой ФЛП осуществляет свою деятельность на рынках при продаже товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети. Для всех остальных плательщиков 3-ей группы, установление РРО носит обязательный характер. Не стали исключением единщики, которые ведут расчетные операции безналичной форме с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т.д..

В Украине применение и деятельность РРО регулируется Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». В законе также содержится исключительный перечень случаев, когда РРО не применяется. Но эти случаи относятся в большей степени к единщикам 1-й группы налогообложения.

Сама же регистрация и введение в эксплуатацию РРО состоит из следующих этапов:

  1. Выбор и покупка необходимого фискального аппарата, из перечня РРО, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций. Нужно учесть, что тип РРО должен соответствовать виду деятельности ФЛП и если же ФЛП установит РРО не из утвержденного государством перечня, налоговая служба может отказать в регистрации РРО.
  2. Заключить договор с центром сервисного обслуживания.
  3. Подать в налоговую службу по основному месту учета ФЛП необходимый перечень документов. Затем, в течении двух рабочих дней после подачи документов, налоговая служба должна принять решение о возможности регистрации РРО. Она формирует и резервирует фискальный номер РРО и выдает справку по форме №2-РРО. Обращаем внимание, что справка действует всего 5 рабочих дней. В случае упущения срока, резерв на Ваш РРО пропадает и документы на его регистрацию нужно подавать заново.
  4. Далее необходимо занести фискальный номер в память РРО, а также персонализировать и опломбировать РРО в центре сервисного обслуживания. По результатам проведения комплекса действий сервисными центрами, РРО будет опломбирован и введен в эксплуатацию. Сам порядок опломбирования регулируется нормами порядка опломбирования РРО, который утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины 28.08.2013 года №417.
  5. Заключительным этапом является получение справки из налоговой службы по форме №3-РРО, которую необходимо получить до окончания срока резерва фискального номера.

После регистрации РРО фискальный номер остается заведенным в память РРО и содержится во всех расчетных документах ФЛП. Важно знать, что информация, которую собирает налоговая служба, вносится в информационные базы данных и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом.

Если же до 01.07.2015 года единщики 3-й группы не установят РРО, это грозит штрафами, административным арестом имущества или усложнением получения лицензии на торговлю некоторыми товарами.

Заметным упрощением регистрации РРО является то, что все документы можно подавать в электронном виде при наличии у ФЛП электронной цифровой подписи и включения его в систему подачи налоговой документации в электронном виде. На наш взгляд этот метод подачи документов является более выгодным для ФЛП, ведь простаивать огромные очереди в налоговых службах могут далеко не все.

Для того что бы сэкономить Ваше время и нервы, наша Правовая группа всегда рада предложить Вам свою помощь и сопроводить весь процесс регистрации РРО для физических лиц-предпринимателей.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: