В последнее время в Интернете распространяется информация о введении с первого января 2018 года обязательной квоты для трудоустройства лиц старше 45 лет, размер которой составит 4% от общего состава работников.

Однако, принимая во внимание тот факт, что ни один из действующих нормативно-правовых актов не содержит вышеуказанных требований, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день правовая основа для существования такой квоты отсутствует.

Не усматривается она и в перспективном законодательстве, поскольку нет ни зарегистрированных, ни обнародованных законопроектов по этому вопросу.

В то же время, Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 № 2148–VIII (далее — Закон № 2148–VIII), согласно пункту 23 которого внесены изменения в статью 14 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI, а именно — для предприятий, учреждений и организаций, в которых работает от 8 до 20 человек, введена квота в количестве одного человека для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.

Таким образом, если на предприятии работает от 8 до 20 человек, следует обратить внимание на то, есть ли среди них лицо, которому до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет.

При этом, при определении возраста лица, по достижению которого оно будет иметь право на пенсию по возрасту, нужно учитывать, что Законом № 2148–VIII внесены изменения в статью 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058–IV, которая устанавливает требования относительно возраста и стажа работы лица, которые дают ему право на пенсию по возрасту.

Обращаем внимание, что квота для трудоустройства лиц предпенсионного возраста установлена исключительно для предприятий, учреждений и организаций. То есть, на работодателей, являющихся физическими лицами-предпринимателями это требование не распространяется (см. Письмо Минсоцполитики от 08.06.2016 № 158/021/150–16).

Ответственность за невыполнение квоты установлена ​​частью второй статьи 52 Закона Украины «О занятости населения», согласно которой: «В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 этого Закона, с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения».

Из вышеуказанной нормы усматривается, что основанием для начисления штрафа является невыполнение работодателем в течение года квоты рабочих мест, но только при условии, если при этом был допущен необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в пределах соответствующей квоты (см. письмо Государственного центра занятости от 25.03.2014 г. № ДЦ-01-1816/0/6–14).

Штрафы налагаются территориальными органами Государственной инспекции Украины по вопросам труда (см. пп.3 п.4 и пп.5 п.6 Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 № 386).

Также следует обратить внимание и на другие новшества, которые вводятся Законом № 2148–VIII, в частности:

  • с 1 января 2018 года максимальная величина базы начисления единого взноса на общеобязательное социальное страхование составит 15 минимальных заработных плат или 55 845 гривен (согласно проекту Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год»), в то время как сейчас этот размер составляет — 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц или 42 100 гривен;
  • в круг лиц, подлежащих страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, включены: лица, работающие на условиях гражданско-правового договора, на других основаниях, предусмотренных законом, физические лица — предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию в связи с временной потерей трудоспособности на других основаниях. Таким образом, устанавливается право таких лиц на получение выплат по всем видам социального страхования.

Возвращаясь к заявлениям чиновников, повлекших распространение информации о несуществующей квоте, можно в который раз убедиться, что перед тем как руководствоваться любой информацией, нужно обязательно проверить ее на соответствие действующему законодательству Украины, ведь только его требования являются обязательными для исполнения.

Юрист Алексей Мазуренко


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: