Между Украиной и Республикой Кипр еще 8 ноября 2012 года в г. Никосии была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращений налоговых уклонений от уплаты налогов на доходы, а также Протокол к ней.

Однако, неоднократные споры между депутатами Верховной Рады Украины и политическими силами, а также внутренне государственные процедуры, несколько раз приводили к отклонению ратификации вышеуказанных международных документов.

4 июля 2013 года Верховная Рада Украины все-таки приняла Закон (№412-VII) о ратификации Конвенции и Протокола к ней 244-я голосами народных депутатов, а 23.07.2013 года Президент Украины подписал данный закон.

Теперь приближается дата последнего письменного уведомления о завершении Договорными Государствами всех процедур, необходимых для вступления в силу Конвенции, а именно 06 августа 2013 года (информация с официального сайта ВРУ).

Что же ждет нового Украину в отношениях с Кипром с августа этого года?

Действие Конвенции распространяется в первую очередь на налоги с доходов предприятий и физических лиц (Украина), а также на прибыльный налог, корпоративный налог на прибыль, специальный взнос на оборону Республики и налог на доходы от отчуждения имущества (Кипр).

После вступления в силу Конвенции ее положения применяются:

  • относительно налогов, удержанных у источника относительно сумм, которые выплачены с или после первого января календарного года, который наступает за годом вступления Конвенции в силу (с 01 января 2014 года);
  • относительно других налогов, которые оплачиваются во время налоговых годов или периодов, которые начинаются за годом вступления Конвенции в силу (с 01 января 2014 года).

При этом стоит обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Конвенции предыдущая Конвенция утратит силу, а положения новой Конвенции будут применяться только с 01 января 2014 года.

Соответственно, на период до 01 января 2014 года Украина остается без международных норм, которые могли бы урегулировать вопросы избежания двойного налогообложения в операциях с Кипром, а это в свою очередь означает, что применяться будут стандартные положения Налогового кодекса Украины, которые предполагают применение ставки налога с доходов нерезидента в размере 15%.

Четких разъяснений по данному поводу, к сожалению, нет, однако, понимая философию данных изменений не сложно предположить, что такой механизм был заложен изначально и мы уверены, что трактоваться это будет именно так.

Дивиденды

Относительно дивидендов, которые выплачиваются компанией, которая является резидентом Договорного Государства, резиденту другого Договорного Государства, они могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, резидентом которой является компания, что выплачивает дивиденды, и согласно законодательства этого Государства, но если лицо – фактический собственник дивидендов является резидентом другого Договорного Государства, налог, что оплачивается таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический собственник владеет не меньше чем 20 процентами капитала компании, которая выплачивает дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или иных прав компании эквивалентных не меньше 100 000.00 евро. Во всех остальных случаях – 15 процентов от общей сумы дивидендов.

Проценты

Похожая ситуация и с выплатой процентов, которые возникают в Договорном Государстве и выплачиваются резиденту другого Договорного Государства, они могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент является лицом – фактическим собственником таких процентов.

Кроме всего прочего, проценты могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо – фактический собственник является резидентом другого Договорного Государства, налог, который оплачивается таким образом, не должен превышать 2 процента от общей суммы процентов. Способ применения этих ограничений устанавливается компетентными органами Договорных Государств по взаимному согласию.

Роялти

Также положения Конвенции традиционно уделяют внимание и роялти, которые возникают в Договорном Государстве и выплачиваются резиденту другого Договорного Государства, и могут облагаться налогом в этом Другом Государстве.

Такие платежи могут также облагаться налогом в Договорном Государстве, в котором они возникают, и согласно законодательству этого Государства, но если лицо – фактический собственник роялти является резидентом другого Договорного Государства, налог, который оплачивается таким образом, не должен превышать 10 процентов от общей суммы всех платежей.

В случае выплаты роялти относительно каких-либо авторских прав на научные произведения, какого-либо патента, торговой марки, тайной формулы, процесса или информации относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, налог, что оплачивается таким образом, не должен превышать 5 процентов от общей суммы роялти.

Однако, приведенные выше положения (относительно дивидендов, процентов, роялти) не применяются, если лицо – фактический собственник дивидендов (процентов, роялти), которое является резидентом Договорного Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договорном Государстве, резидентом которого является компания, которая выплачивает дивиденды, проценты, роялти, через расположенное в нем постоянное представительство, и холдинг, относительно которого выплачиваются дивиденды, и долговое требование, относительно которого выплачиваются проценты, и право или имущество, относительно которого выплачиваются роялти, действительно связанные с таким постоянным представительством

Теперь понятным языком: если украинское предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность на Кипре через расположенное на нем постоянное представительство, прибыль такого предприятия может облагаться налогом на Кипре, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: