Основным нормативным актом в данной сфере является Порядок регистрации объектов права интеллектуальной собственности в таможенном реестре, получение информации и взаимодействии таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами и собственниками прав на объекты права интеллектуальной собственности в случае приостановления таможенного оформления товаров по инициативе таможенного органа, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины №622 от 13 апреля 2007 года (далее – Порядок №622).

В соответствие с п.2 Порядка №622 таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности  составляется Государственной таможенной службой Украины с целью содействия защите прав собственников на объекты права интеллектуальной собственности во время таможенного контроля и таможенного оформления товаров, которые содержат такие объекты, на основании заявлений лиц, которым в соответствии с законодательством Украины принадлежат имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности, или их представителей и содержит информацию, которая дает возможность предотвращать перемещение через таможенную границу Украины товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что право лица препятствовать неправомерному использованию знаков для товаров и услуг, в том числе запрещать такое использование является имущественным правом интеллектуальной собственности на торговую марку, прямо предусмотренным частью 1 статьи 495 Гражданского кодекса Украины.

При этом, принимая решение о необходимости использования такого способа защиты прав необходимо понимать, что этот инструмент позволит Вам защититься от контрафактного товара (подделки), пересекающего таможенную границу Украины, а эффективного способа защиты официальных импортеров от "серого импорта" на сегодняшний день украинское законодательство не предусматривает. 

Позитивной стороной реализации данной процедуры является то, что правообладатель будет иметь возможность мониторить любой факт декларирования товаров под его ТМ, что позволит собрать фактические данные и сформировать список "нарушителей", после чего можно планировать действия, направленные на препятствование "серому импорту" и ценовому демпингу на рынке. Это процесс сложный и долгий, однако, других вариантов законодатель нам не оставляет.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: