Если современный бизнес — это война, то войны брендов — одно из ее главных боев.

Девид Д’Алессандро

 

Бизнес без разработанного и продуманного бренда — явление единичное. Бренд — это один из ключевых нематериальных активов компаний, поэтому на его создание и укрепление расходуются значительные средства. Чтобы бренды становились сильнее, более узнаваемыми и, соответственно, дороже, компании вкладывают не только в продукт, но и в PR и маркетинг — для развития бренда и закрепление за собой лидирующих позиций. Но сначала на бренд должны быть зарегистрированы права интеллектуальной собственности — только так еще на начальном этапе становления можно защитить свой бренд от недобросовестных нападений.

 

Печальный опыт работы патентных троллей в Украине приучил бизнес регистрировать свои торговые марки или еще с момента создания компании, или с момента выпуска нового товара или услуги на рынок. Это первый необходимый шаг. С развитием бизнеса и становлением бренда приходит время к следующему этапу — признание торговой марки хорошо известной. Что это за процедура и зачем она нужна?

 

Чем регулируется?

Возможность признания знака хорошо известной зафиксирована в статье 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в статье 25 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». На основе данных из этих статей Министерство образования и науки Украины утвердило Порядок признания знака хорошо известным в Украине — это делает Апелляционная палата государственной службы интеллектуальной собственности Украины (Приказ № 228 от 15.04.2005 г.).

 

Кто занимается?

Апелляционная палата Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.

 

Зачем признавать знак хорошо известным?

У хорошо известного знака есть несколько преимуществ перед обычной торговой маркой:

  • Знак признается хорошо известным с даты, которую просит заявитель, а не с даты принятия соответствующего решения Апелляционной палатой. Даже если решение Апелляционной палаты датированное 2020 годом, это не значит, что до этого момента торговая марка не была известной. Известной она будет считаться с даты, которую заявитель считает нужным и необходимым.

  • Правовая охрана хорошо известного знака распространяется не только на те товары и услуги, которые прописаны в классах международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ) в свидетельстве. Имеется ввиду право использовать знак самостоятельно и позволять / запрещать использование знака третьим лицам. Например, если торговая марка признана хорошо известной для изготовления кухонной техники, ее владелец имеет право запрещать его использование для маркировки посуды, одежды и т.п.

  • Признание знака хорошо известным является для экспертов Укрпатента дополнительным критерием для отказа в регистрации похожих знаков

  • Хорошо известный знак не имеет срока действия — не надо продлевать срок действия решения Апелляционной палаты каждые 10 лет (как при обычных торговых марках)

  • Повышает статус компании и бренда.

  • Повышает ценность актива (торговой марки) — дополнительное преимущество при продаже бизнеса или вступлении в партнерство.

 

Какие документы необходимы?

Формулировка может показаться расплывчатой, но для Апелляционной палаты необходимы все документы, которые могут свидетельствовать об известности знака или бренда. Здесь могут рассматриваться факторы, подтверждающие степень известности или признания знака, продолжительность, объем и географический район любого его использования и ценность, которая ассоциируется со знаком. Уместными будут такие документы, подтверждающие данный факт:

  • Образцы маркировки и продукции

  • Документы, подтверждающие участие компании под своим брендом в массовых событиях, их организация или спонсирование

  • Документы по рекламированию

  • Документы, подтверждающие интенсивность использования знака и т.д.

 

Важно:

1. Имеет значение не только информация, например, об участии бренда в массовых событиях, но и все договоры, первичная документация, отчеты, подтверждающие расходование средств на это событие.

2. Для определения даты признания торговой марки хорошо известной вся документальная база готовится к этой дате (например, если знак признается общеизвестным с 2015 года, Апелляционная палата не примет доказательства, начиная с 2015 по 2020 год, — все подтверждающие документы должны быть датированы до 2015 года).

 

Самые распространенные сложности при признании знака хорошо известным:

  • Услуги признать известными труднее, чем продукты. Это связано с тем, что при предоставлении услуг у заявителя часто мало документов, подтверждающих хорошую известность знака. Сравним 2 случая:

1. При признании торговой марки «Яготинське» заявитель предоставлял все документы, которые подтверждают изготовление и реализацию продукции, акты и накладные по отгрузке товара в магазины, документы, подтверждающие рекламу и тому подобное. Это проще.

2. Признание знаков «1+1» и «ТСН» хорошо известными требовало подтверждения предоставления услуги — для этого компания дополнительно заказывала сведения из Индустриального телевизионного комитета о среднесуточном охвате телевизионного вещания в целевой группе, которая смотрит телеканал или передачу хотя бы 1 секунду каждый день. Усложняет процесс и то, что телеканалы сами себя рекламируют редко. Они известны своими медийными личностями и продуктами, поэтому и рекламу запускают для продуктов канала (передач, сериалов или фильмов).

  • Знак может быть признан хорошо известным не по всем классам МКТУ и перечнем товаров и услуг, который содержится в свидетельстве. Апелляционная палата должна получить максимум информации по каждому товару или услуге, для которых просят признать торговую марку хорошо известной.

  • Знак может быть признан не в том цвете, в котором заявлен на регистрацию и отражен в свидетельстве — важную роль играет восприятие и известность знака именно у целевой аудитории.

Практические советы

  • Сотрудничество заказчика и профессиональных юристов

Процедура признания знака хорошо известным нуждается в помощи юридической компании — профессионалы правильно оформляют доказательную базу, консультируют, участвуют в заседаниях Апелляционной палаты и др. Но участие представителя заказчика в процессе крайне важна — только инсайдер в совершенстве знает все нюансы работы бизнеса, использование бренда и его продвижения. Для эффективной работы профессиональные юристы и представители бренда должны работать в тандеме, поскольку в них могут быть разные возможности доступа к определенной информации и документам.

  • Дружеские отношения клиента и его контрагентов. Например, при признании знака «1+1» известным нужна была информация которая касается тиражей рекламной продукции в журналах VIVA, Cosmopolitan, Лиза и тому подобное. Получить необходимую информацию и документацию в необходимые сроки помогло тесное и многолетнее сотрудничество клиента с этими изданиями.

  • Наличие в компании сайта и страниц в социальных сетях. Например, Google Analytics предоставляет информацию для отслеживания активности пользователей, посещающих сайт. Такая статистика может свидетельствовать о широком знании знака, хотя критерии в цифрах являются условными.

  • Хранение не только первичной бухгалтерской документации о проведении публичных мероприятий под вашим брендом, но и отчетов обслуживающих организаций, которые помогают устраивать такие мероприятия. В таких отчетах может содержаться информация о количестве посетителей мероприятия, пути его рекламирования и распространении рекламы (количество и частота ее просмотров). Исследование бренда от ведущих компаний (например, компания TNS) также пригодится при прохождении процедуры признания торговой марки хорошо известной.

  • Признание бренда в конкретной отрасли, любая публичная деятельность под брендом. Храните любые награды, сертификаты и другие призы, которые получает ваша компания на протяжении своей профессиональной жизни.

 

Интеллектуальная собственность является одной из ключевых специализаций Smartsolutions Law Group — мы работаем в этой сфере уже более 8 лет и имеем ряд успешных кейсов по признанию торговых марок хорошо известными. Наша команда всегда готова помочь вам по признанию вашей марки, так и с другими вопросами оформления и защиты прав интеллектуальной собственности.

 


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: