На данный момент вопрос борьбы с коррупцией в Украине остается актуальным и чуть ли не самым важным в реформе органов государственной власти для вывода страны из экономического и политического кризиса. К сожалению, чаще такая борьба происходит лишь декларативно, поскольку работники правоохранительных органов до сих пор не имеют достаточной экспертизы в этой сфере и недостаточно ответственно относятся к исполнению своих служебных обязанностей при осуществлении оперативного сопровождения и досудебного расследования в соответствующих уголовных производствах. Кроме того, негативным фактором влияния на борьбу с коррупцией в нашем государстве остается старая внутренняя система оценки эффективности работы самими правоохранительными органами, ориентированная на количественные показатели работы, а не качественные. В связи с такой внутренней системой оценки в погоне за количеством «раскрытых преступлений» и «выставленных форм» правоохранители пренебрегают качеством (а иногда и законностью) сбора доказательств, чем в дальнейшем, конечно же, пользуются защитники.

Предлагаю разобраться, какие же именно деяния согласно действующему законодательству являются коррупционными правонарушениями; в чем их отличие от правонарушений, связанных с коррупцией, и какие существуют проблемы при квалификации таких деяний.

Коррупционные уголовные правонарушения

Понятие уголовного правонарушения было введено в законодательство Украины в 2012 году Уголовным процессуальным кодексом Украины. Системный анализ его норм позволяет сделать вывод, что уголовное правонарушение является обобщающим термином для понятий «преступление» и «уголовный проступок».

Преступлением является исключительно предусмотренное Уголовным кодексом Украины (далее - УКУ) общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления (ч. 1 ст. 11 УКУ). А вот определения уголовного проступка в украинском законодательстве до недавнего времени не существовало. Следовательно, понятия «уголовное правонарушение» и «преступление» использовались как равнозначные.

Впрочем, с 1 января 2020 г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений», которым в законодательство будут введены множество новаций, в том числе определение уголовного проступка. А пока...

Коррупционные правонарушения в зависимости от их социальной опасности, оцененной государством, могут быть уголовными правонарушениями (преступлениями) или административными правонарушениями (правонарушениями, связанными с коррупцией). Опять же, в зависимости от социальной опасности, за доказанное совершение таких деяний предусмотрены разные наказания.

Согласно примечанию к ст. 45 УКУ коррупционными преступлениями в случае их совершения путем злоупотребления служебным положением являются уголовные правонарушения, предусмотренные:

  • ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением);
  • ст. 262 (похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов или завладение ими путем мошенничества либо злоупотребления служебным положением);
  • ст. 308 (похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо завладение ими путем мошенничества или злоупотребление служебным положением);
  • ст. 312 (похищение, присвоение, вымогательство прекурсоров или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением);
  • ст. 313 (похищение, присвоение, вымогательство оборудования, предназначенного для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением и другие незаконные действия с таким оборудованием);
  • ст. 320 (нарушение установленных правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров);
  • ст. 357 (похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением, или их повреждение);
  • ст. 410 (похищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывчатых или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением).

Также в примечании к ст. 45 УКУ установлено, что безусловно являются коррупционными преступлениями действия, предусмотренные:

  • ст. 210 (нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением);
  • ст. 354 (подкуп работника предприятия, учреждения или организации);
  • ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением);
  • ст. 3641 (злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы);
  • ст. 3652 (злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги);
  • ст. 3661 (декларирование недостоверной информации);
  • ст. 368 (принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды служебным лицом);
  • ст. 3682 (незаконное обогащение);
  • ст. 3683 (подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы);
  • ст. 3684 (подкуп лица, предоставляющего публичные услуги);
  • ст. 369 (предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу);
  • ст. 369 (злоупотребление влиянием).

Обращаю внимание, что преступления, предусмотренные ст. ст. 191, 262, 308, 312, 313, 320, 357 и 410 УКУ, являются коррупционными исключительно при условии их совершения путем злоупотребления служебным положением. Если же при совершении таких деяний такое злоупотребление не имело места, то они квалифицируются как другие преступления, не являющиеся коррупционными. Например, преступления, предусмотренные ч. ч. 1 ст. ст. 191, 262, 308, 312, 313, 320, 410 и некоторыми составами ч. 1 ст. 357 УКУ, не содержат такого квалифицирующего признака и не являются коррупционными.

В соответствии с нормой ст. 364 УКУ злоупотребление властью или служебным положением — умышленное, с целью получения любой неправомерной выгоды для самого себя или другого физического или юридического лица использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы. В примечании же к ст. 3641 УКУ установлено, что в ст. ст. 364, 3641, 3652, 368, 3683, 3684, 369, 3692 и 370 данного Кодекса под неправомерной выгодой подразумеваются денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, любые другие выгоды нематериального или ненадёжного характера, которые предлагаются, обещаются, предоставляются или получаются без законных на то оснований.

Определение служебного лица предоставлено в ч. 1 примечания к ст. 364 УКУ: служебными лицами в ст. ст. 364, 368, 3682, 369 данного Кодекса являются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти либо местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с исполнением организационно — распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделено полномочным органом государственной власти, органом местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или полномочным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом.

Все коррупционные преступления можно разделить на две основные группы:

  • совершаемые специальным субъектом и
  • совершаемые общим субъектом в отношении лиц со специальным статусом.

Для определения деяний лица как коррупционного преступления, предусмотренного ст. ст. 191, 262, 308, 312, 313, 320, 357, 410, 210, 364 и 368 УКУ, обязательным является наличие у такого лица статуса служебного лица. Для квалификации деяния по ст. 3641 Кодекса субъект должен быть служебным лицом юридического лица частного права.

По ст. 365 УКУ квалифицироваться могут исключительно деяния аудитора, нотариуса, оценщика, уполномоченного лица или служебного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц, другого лица, не являющегося государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но осуществляющего профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в частности услуг эксперта, арбитражного управляющего, частного исполнителя, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при исполнения данных функций), или государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав, государственного исполнителя, частного исполнителя.

Для квалификации действий лица как коррупционного преступления, предусмотренного ст. 366УКУ, лицо должно быть субъектом декларирования, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренным Законом Украины «О предупреждении коррупции».

По ст. 368 УКУ квалифицироваться могут исключительно действия лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, и служебного лица. Стоит отметить, что Конституционный Суд в Решении от 26.02.2019 г. № 1-р/2019 признал ст. 368 не соответствующей Конституции Украины (неконституционной).

В ст. ст. 368 и 3682 также предусмотрены квалифицирующие признаки в виде совершения действия служебным лицом, занимающим ответственное положение, и совершения действия служебным лицом, занимающим особо ответственное положение, за что предусмотрены более суровые наказания. Определение служебных лиц, занимающих ответственное положение и особо ответственное положение, приведено в ч. ч. 2 и 3 примечания к ст. 368 УКУ.

А вот в ст. ст. 354, 3683, 3684 и 369 УКУ субъект преступления, хоть и является общим, но уголовно наказуемым является подкуп лиц со специальным статусом. В ст. 354 это подкуп работника предприятия, учреждения или организации, не являющегося служебным лицом, или лица, работающего в пользу предприятия, учреждения или организации. В статье 3683 — подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы. Статья 3684 Кодекса устанавливает уголовную ответственность за подкуп аудитора, нотариуса, оценщика, другого лица, не являющегося государственным служащим, должностным лицом местного самоуправления, но ведущего профессиональную деятельность, связанную с предоставлением публичных услуг, в частности услуг эксперта, арбитражного управляющего, частного исполнителя, независимого посредника, члена трудового арбитража, третейского судьи (при выполнения данных функций).

А в ст. 369 УКУ преступлением является предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу.

Наиболее распространенной проблемой при квалификации деяний лица как коррупционного правонарушения является определить, считается ли такое лицо специальным субъектом, указанным в соответствующей статье УКУ, или имеет ли лицо, которое якобы подкупили, специальный статус, указанный в статье. Определения, которым должно соответствовать лицо, весьма широкие и имеют недостаточно четкие границы. Поэтому часто возникает обоснованное сомнение, является ли лицо, например, служебным лицом или субъектом декларирования, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренным Законом Украины «О предупреждении коррупции».

Правонарушения, связанные с коррупцией

Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предупреждении коррупции» коррупция — использование лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 данного Закона, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды либо принятия такой выгоды или принятие обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц либо соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в ч. 1 ст. 3 данного Закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить такое лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей.

Таким образом, как видим, коррупционные действия обязательно связаны с получением неправомерной выгоды определенными лицами со специальным статусом. Однако существуют деяния, которые прямо с коррупцией не связаны, но могут быть направлены на сокрытие проявлений коррупции и содействие им, поэтому признаны государством достаточно общественно опасными для наказуемости, но недостаточно общественно опасными для признания их уголовными правонарушениями (преступлениями). Именно такие действия и являются административными правонарушениями, связанными с коррупцией.

Согласно ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дальше — КУоАП) административным правонарушением (проступком) является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Коррупционные административные правонарушения в КУоАП систематизированы в отдельной главе

  • 13-а «Административные правонарушения, связанные с коррупцией». На данный момент к таким административным правонарушениям относятся правонарушения, предусмотренные:
  • ст. 1724 (нарушение ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности);
  • ст. 1725 (нарушение установленных законом ограничений по получению подарков);
  • ст. 1726 (нарушение требований финансового контроля);
  • ст. 172[1][2](нарушение требований по предупреждению и урегулированию конфликта интересов);
  • ст. 1728 (незаконное использование информации, которая стала известна лицу в связи с выполнением служебных или других определенных законом полномочий);
  • ст. 1729 (неприменение мер по противодействию коррупции);
  • ст. 1729-1 (нарушение запрета размещения ставок на спорт, связанных с манипулированием официальным спортивным соревнованием);
  • ст. 1729-2 (нарушение законодательства в сфере оценки влияния на окружающую среду).

К сожалению, действующий КУоАПостался Украине в наследство от Украинской ССР со времен, когданаше государство было фактически в оккупации. Нормативный акт, принятый в далеком 1984 году согласно другим аналогичным и связанным законам советских республик и союза в целом. Следовательно, кроме того, что данный Кодекс явноустарел, несмотря на внесенные многочисленные изменения, он имеет и множество недостатков.

Для административных правонарушений, указанных в гл. 13-а КУоАП, как и для большинства коррупционных преступлений, характерны специальные субъекты, то есть они могут совершаться исключительно лицами со специальным статусом. Кто именно является субъектом каждого из указанных правонарушений, установлено в примечаниях к каждой из ст. ст. 1724 — 1729-2 Кодекса. Однако там приводятся только отсылочные нормы, указывающие на нормы других законов, которые также могут отсылать к других нормам. Так в ст. ст. 1724, 1725, 172, 1727и 172 КУоАПв примечаниях относительно субъекта содержатся ссылки на различные нормы Закона Украины «О предупреждении коррупции; в ст. ст. 172 и 1729-1 — на нормы ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Закона Украины «О предупреждении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований», а в ст. 172— и на нормы п. 1 и пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О предупреждении коррупции», и на нормы ч. 2 ст. 17 Закона Украины «О предупреждении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований». Система отсылочных норм даже в этих статьях КУоАПдовольно сложная и запутанная.

Итак, учитывая вышеприведенное, субъектами административных правонарушений, связанных с коррупцией, могут быть:

  • По ст. 172— лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, не входящие в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Глава Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор, Глава Национального банка Украины, его первый заместитель и заместитель, член Совета Национального банка Украины, Глава и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Уполномоченный по защите государственного языка, Председатель Верховного Совета Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым;

б) народные депутаты Украины, депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские главы;

в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;

г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других образованных согласно законам воинских формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы, курсантов высших военных учебных заведений, курсантов высших учебных заведений, имеющих в своем составе военные институты, курсантов факультетов, кафедр и отделений военной подготовки;

г) судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшего совета правосудия, должностные лица секретариата Высшего совета правосудия, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата данной Комиссии, должностные лица Государственной судебной администрации Украины, присяжные (при исполнении ими обязанностей в суде);

д) лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины;

е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природо­заповедного фонда, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной налоговой политики и государственной политики в сфере государственного таможенного дела;

е) Председатель, заместитель Председателя Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции;

ж) члены Центральной избирательной комиссии;

з) полицейские;

и) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым;

й) члены государственных коллегиальных органов;

к) Руководитель Офиса Президента Украины, его Первый заместитель и заместитель, а также лица, занимающие должности патронатной службы, определенные Законом Украины «О государственной службе», кроме лиц, исполняющих свои обязанности на общественных началах, помощники судей.

  • По ст. ст. 172 и 172 - вышеуказанные лица и лица, приравнивающиеся к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления:

а) должностные лица юридических лиц публичного права, не указанные в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О предупреждении коррупции», лица, входящие в состав наблюдательного совета государственного банка, государственного предприятия или государственной организации, целью которой является получение прибыли, хозяйственного общества, в уставном капитале которого более 50 процентов акций (долей) принадлежат государству;

б) лица, не являющиеся государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляющие публичные услуги (аудиторы, нотариусы, частные исполнители, оценщики, а также эксперты, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи при выполнении ими данных функций, прочие лица, определенные законом);

в) представители общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации, прочие лица, входящие в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, образованных согласно Закону Украины «О государственной службе», Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления», других законов (кроме иностранцев-нерезидентов, входящих в состав таких комиссий), Общественного совета добропорядочности, образованного согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», и при этом не являющиеся лицами, указанными в подпункте «а».

  • По ст. 172[3][4][5]- все вышеперечисленные лица, кроме лиц, не являющихся государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляющих публичные услуги.
  • По ст. 172⁹⁻² - все вышеперечисленные лица, кроме представителей общественных объединений,научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации, других лиц, входящих в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, образованных согласно Закону Украины «О государственной службе», Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления», других законов (кроме иностранцев-нерезидентов, входящих в состав таких комиссий), Общественного совета добропорядочности, образованного согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», и при этом не являющихся лицами, указанными в подпункте «а»;
  • По ст. 172 [6]:
  • должностные и служебные лица спортивных организаций и специально уполномоченных субъектов, определенные Законом Украины «О предупреждении коррупции», осуществляющие мероприятия по предупреждению коррупции в рамках своей компетенции;
  • должностные и служебные лица центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование и реализующих государственную политику в сфере физической культуры и спорта, их руководители;
  • должностные и служебные лица спортивных федераций, Национального олимпийского комитета Украины, Спортивного комитета Украины, других спортивных организаций, их подразделений и должностные лица, в компетенцию которых входит организация и обеспечение проведения официальных спортивных соревнований и определение результатов таких соревнований, проведение соответствующих проверок и принятие решений по их последствиям;
  • должностные лица в сфере спорта — владельцы, акционеры, руководители или работники юридического лица, которое организует и способствует спортивным соревнованиям, а также лица, уполномоченные на проведение официального спортивного соревнования; руководители и работники международной спортивной организации, других компетентных спортивных организаций, признающих соревнования; лица, принуждавшие или подстрекавшие данных субъектов к правонарушениям либо вступившие с ними в заговор.
  • По ст. 1728:
  • те же, что и в ст. 172;
  • представители общественных объединений, научных учреждений, учебных заведений, экспертов соответствующей квалификации, прочие лица, входящие в состав конкурсных и дисциплинарных комиссий, образованных согласно Закону Украины «О государственной службе», Закону Украины «О службе в органах местного самоуправления», другим законам (кроме иностранцев-нерезидентов, входящих в состав таких комиссий), Общественного совета добропорядочности, образованного в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей»;
  • те же, что и в ст. 1729-1.

Самая большая проблема при квалификации деяния лица как административного правонарушения, связанного с коррупцией, конечно, заключается в определении, является ли лицо субъектом такого правонарушения. И это не только в связи с путаницей отсылочных норм, определяющих субъектов. Многие юристы уже писали о недочетах Закона Украины «О предупреждении коррупции» и, в частности, о проблемах определения круга лиц, на которых распространяется его действие. Согласно пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона его действие распространяется на «должностных лиц юридических лицпубличного права», «должностных лиц государственного предприятия или государственной организации».

Однако определения данных терминов в законодательстве на данный момент отсутствуют. Вместе с тем согласно нормам КУоАП такие лица являются субъектами большинства административных правонарушений, связанных с коррупцией. Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции предоставило Разъяснение, утвержденное решением от 11.08.2016 г. № 3, в соответствии с которым под должностными лицами юридических лиц публичного права подразумеваются работники юридических лиц публичного права, наделенные должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

При этом административно-хозяйственные функции (обязанности) — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации обеспечения контроля за такими операциями и т. п.), а организационно-распорядительные функции (обязанности) — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности.

Однако Национальное агентство по вопросам предупреждения коррупции согласно действующему законодательству Украины не наделено правом официального толкования законов Украины, а потому разъяснения НАПК носят исключительно рекомендательный характер.

Впрочем, это почему-то не мешает специальным уполномоченным субъектам в сфере предупреждения коррупции (чаще всего органам прокуратуры и Национальной полиции) воспринимать их как императивные нормы. На практике сказанное проявляется в виде составления протоколов об административных правонарушениях, связанных с коррупцией, на лиц, у которых на работе имеется хотя бы один подчиненный, или обязанных хранить хоть какое-то имущество. Автор, например, осуществлял защиту по делу об административном правонарушении в отношении лица в должности «Старший смены пульта охраны» с одним подчиненным охранником.

Среди защитников довольно распространена позиция, что при определении круга должностных лиц государственного предприятия необходимо руководствоваться только нормой ч. 3 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой должностными лицами предприятия являются руководитель предприятия, главный бухгалтер, члены наблюдательного совета (в случае его образования), исполнительного органа и других органов управления предприятия согласно уставу, а также прочие лица, определенные уставом предприятия.

Вывод

Коррупционное уголовное правонарушение — исключительно предусмотренное статьями Уголовного кодекса Украины, указанными в примечании к ст. 45 того же Кодекса, общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Правонарушение, связанное с коррупцией, — административное правонарушение, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, направленное на сокрытие проявлений коррупции или содействие им, за которое предусмотрена административная ответственность гл. 13-а Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Главное отличие между коррупционными уголовными правонарушениями и административными правонарушениями, связанными с коррупцией, заключается в степени их общественной опасности, определенной государством: уголовные правонарушения более общественно опасны, а административные — менее.

Основная проблема при квалификации деяний лица как коррупционных уголовных правонарушений, так и административных правонарушений, связанных с коррупцией, заключается в определении, является ли лицо субъектом такого правонарушения.

Материал опубликован в аналитическом издании Юрист&Закон.

Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: