Под Новый Год Верховной Радой был принят ряд изменений к Налоговому Кодексу. Наиболее ярые обсуждения в общественности были вызваны нашумевшим налогом на имущество. Газеты и «эксперты широкого круга» уже успели запугать и запутать всех, кто хоть что-то понимал в налогообложении, не говоря уже о тех, кто не смыслит в этом ничего.

Но так ли «страшен черт, как его малюют»?

В соответствии с Законом №71-VIII от 28.12.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно налоговой реформы»:

  1. Плательщиками налога выступают владельцы объектов недвижимости: физические (резиденты и нерезиденты) и юридические лица;

а) при общей долевой собственности – платит каждый за принадлежащую ему часть;
б) при общей совместной собственности без выделения долей в натуре (совместная собственность супругов) - один из собственников (по договоренности или решению суда);
в) при общей совместной собственности с выделением доли в натуре - каждый за принадлежащую ему часть;

  1. Объектами налогообложения являются: жилая и нежилая недвижимость, их части.

Перечень таких сооружений раскрыт в п. 14.1.129 Закона - для жилой недвижимости и в п. 14.1.129 – для нежилой;

  1. Освобождаются от налогообложения такие объекты недвижимости, как:
  • Объекты в государственной собственности, которые полностью содержатся за счет бюджетных средств и являются неприбыльными;
  • Объекты в зонах отчуждения и безусловного отселения, их части;
  • Сооружения детских домов семейного типа;
  • Общежития;
  • Непригодная для проживания жилая недвижимость;
  • Объекты жилой недвижимости, их части, которые принадлежат детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям-инвалидам, которых воспитывают одинокие матери (отцы) – не более одного объекта на ребенка;
  • Объекты, используемые субъектами для ведения малого и среднего бизнеса в МАФах и на рынках;
  • Промышленные сооружения (промышленные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий);
  • Строения и сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • Объекты недвижимости в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.
  1. Для физических лиц - собственников жилой недвижимости предусмотрены налоговые льготы, которые являют собой налоговые скидки на базу налогообложения (кв.м.) в размере:
  • 60 кв.м. – для квартиры/квартир, не зависимо от их количества;
  • 120 кв.м. – для жилого дома/домов, независимо от их количества;
  • 180 кв.м. – для разных типов жилой недвижимости, независимо от их количества (для квартиры/квартир и дома/домов, находящихся в собственности одного человека).

То есть, облагаться налогом будут только «лишние» квадратные метры. К примеру, владелец квартиры в 80 кв.м. будет платить налог только с «лишних» 20 кв.м.. А, если, например, владельцами этой квартиры являются муж и жена по 1/2 квартиры каждый, то семья с такой квартиры налог уплачивать не будет.

  1. Налоговая скидка не предоставляется на:
  • Объекты, площадь которых превышает пятикратный размер необлагаемой площади, утвержденной органами местного самоуправления;
  • Объекты, используемые с целью получения дохода.
  1. Сума, надлежащая к оплате составит от 0 до 2% минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года за 1 кв.м. базы налогообложения. Для объектов нежилой недвижимости установлен переходный период -  в 2015 году ставка налогообложения не должна превышать 1% от минимальной заработной платы (МПЗ).
  1. Устанавливают ставку налогообложения сельские, поселковые и городские советы.

При выборе размера ставки, местные власти должны исходить из принципа зональности, другими словами, места расположения объектов недвижимости. Также могут учитываться материальные и другие факторы, относящиеся к некоторым группам владельцев недвижимости. Кроме того, по решению местных властей сам размер налоговой льготы может быть увеличен.

  1. Процесс начисления и уплаты налога (дублирует модель начисления и уплаты налога на землю):

Юридические лица (занимаются начислением и уплатой налога самостоятельно):

До 20 февраля подают контролирующему органу по местонахождению объекта недвижимости декларацию с разбивкой годовой суммы на равные квартальные платежи.

Оплачивают авансовыми взносами каждый квартал до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Платежи отображаются в годовой налоговой декларации.

Физические лица:

До 31 декабря 2015 года (включительно) для формирования реестра плательщиков налога на недвижимое имущество владельцы объектов недвижимости (кроме земельного участка) на основании оригиналов документов на право собственности могут совершить сверку сведений по объектам, которые прибывают в их собственности.

До 1 февраля 2016 года сельские, поселковые и городские советы подают по местонахождению объекта жилой недвижимости контролирующему органу ведомость по поводу предоставленных льгот. На основе сформированного реестра и льготной ведомости контролирующий орган начисляет суму налога. Налоговое решение-уведомление приходит до 1 июля следующего за отчетным года.

Оплачивают налог (в соответствии с полученным налоговым уведомлением-решением) по месту нахождения объекта налогообложения на протяжении 60 дней со дня вручения налогового решения-уведомления.

По какому адресу ожидать налоговое уведомление-решение

  • резиденты получают налоговое уведомление- решение по месту налогового адреса (совпадает с местом регистрации проживания);
  • нерезиденты - по месту нахождения объектов недвижимости.

По факту, изменения, внесенные Законом, будут в полной мере реализованы только в 2016 году.

Основной «загвоздкой» в реализации налоговых изменений в части налогообложения недвижимости является то, что налог будет изыматься на основе данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. На данный момент, по разным оценкам, там зарегистрировано лишь 30% всей недвижимости (только та, по которой проводились сделки с января 2013 года).

Вопрос для государства: как заставить людей вносить данные о своем недвижимом имуществе?

Вопрос для граждан: зачем вносить эти данные, если их отсутствие позволит избежать налогообложения недвижимости?

В общем, с нашей точки зрения, нововведения, несмотря на существование некоторых существенных недостатков, достаточно справедливы и отвечают реалиям сегодняшнего времени (наполнение местного бюджета с минимальными затратами на реализацию эффективного изымания налога).

Естественно, при неадекватном использовании местным самоуправлением, возложенных на них полномочий, весь позитив от нового законодательства можно легко свести на нет.

Другими словами, законодательные изменения теоретически носят позитивный характер, но окончательные выводы можно будет сделать только после их практического внедрения в жизнь.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: