Уже стало привычным, что каждые три месяца Национальный банк Украины принимает нормативный документ, регулирующий правила проведения операций с иностранной валютой. Очередным таким документом стало Постановление Правления НБУ №863 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» от 04.12.2015 года, пришедшее на смену Постановлению №581 от 03.09.2015, срок которого истек 4 декабря.

Как и ожидалось, Постановление №863 не принесло желаемой либерализации, оставив основные нормы Постановления №581 (со всеми изменениями и дополнениями) в силе. И хотя основные валютные ограничения были продлены (расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров в срок, не превышающий 90 дней; требование относительно обязательной продажи поступлений в иностранной валюте в размере 75%; запрет на досрочное погашение кредитов резидентами по договорам с нерезидентами; выдача наличных денег в гривне через кассы и банкоматы на сумму не более 300 000 гривен в сутки на одного клиента, а выдача валюты с текущих и депозитных счетов клиентов – не более 20 000 гривен в сутки в эквиваленте; покупка наличной валюты физическими лицами не более 3 000 гривен в течение дня в эквиваленте; перевод валюты с текущих счетов без подтверждающих документов на сумму не более 15 000 гривен в течение дня в эквиваленте, а при наличии подтверждающих документов – не более 150 000 гривен в месяц в эквиваленте; запрет перечисления валюты с целью возврата инвестиций и дивидендов иностранным инвесторам и т.д.), Постановление №863 предлагает некоторые отдельные послабление.

Так, не подлежат теперь обязательной продаже:

  • поступления в иностранной валюте по кредитам, предоставленным при участии иностранного экспортно-кредитного агентства, резидентам-заемщикам для выполнения ими обязательств перед нерезидентами-экспортерами по внешнеэкономическим договорам. Норма действует при условии, что обязательства погашаются путем перечисления средств напрямую от иностранного кредитора нерезиденту-экспортеру и такие средства не зачисляются на банковский счет резидента;
  • средства в форме денежного обеспечения (гарантийного взноса) для участия нерезидента в аукционах (торгах) по приватизации государственного имущества.

Также увеличен до 7 дней срок, на протяжении которого иностранный банк может вернуть средства, перечисленные уполномоченным банком, и такие средства не будут подпадать под требование обязательной продажи. Ранее этот срок составлял всего 2 дня.

Кроме озвученного выше, следует обратить внимание, что теперь:

  • ограничения суммы перевода до 150 000 гривен в месяц, со счета в иностранной валюте по поручению физических лиц по текущим валютным неторговым операциям, не распространяются на безналичные расчеты, осуществляемые с использованием электронных платежных средств для оплаты продукции и услуг для собственного потребления физическими лицами;
  • ограничения на выдачу наличных средств в национальной валюте в размере до 300 000 гривен в сутки на одного клиента, не распространяются на средства, необходимые для обеспечения уставной деятельности Миссии Международного Комитета Красного Креста в Украине.

Важным является также:

  • запрет НБУ уполномоченным банкам покупать иностранную валюту по поручению клиента-резидента для выполнения последним своих валютных обязательств, если у него есть средства на балансовых счетах 2602 «Средства в расчетах субъектов хозяйствования» (денежное обеспечение (покрытие) клиента по гарантиям/контргарантиям/резервным аккредитивам). Ранее такой запрет применялся только при наличии средств на текущих и депозитных счетах. Вышеописанный запрет, как и ранее, не касается случая, когда сумма средств клиента в иностранной валюте не превышает 25 000 долларов США. Таким образом, НБУ активней стимулирует клиентов банков погашать свои валютные обязательства за счет собственных средств в иностранной валюте.

Следует сказать, что Постановлением №863 НБУ расширил и свои полномочия:

  • для выяснения обстоятельств по поводу конкретной операции, НБУ имеет право запрашивать информацию и дополнительные документы не только у уполномоченных банков, но и центральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков, других государственных и коммерческих учреждений и организаций;
  • если по результатам анализа документов НБУ выявил признаки, свидетельствующие об осуществлении банками рисковой деятельности или пришел к выводу, что финансовые операции могут нести реальную или потенциальную опасность использования банка для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма или распространения оружия массового уничтожения, НБУ имеет право не подтверждать валютную операцию (покупку/перевод).

Такие основные нововведения были предложены НБУ. Постановление вступило в силу 5 декабря 2015 года и будет действовать до 4 марта 2016 года. Также можно спрогнозировать, что данное постановление не является последним, и валютные ограничения будут продлены еще не раз. Однако, по заявлениям НБУ наличие конкретных валютных ограничений (в виде конкретных постановлений), не будет мешать либерализации валютного регулирования, если этому будет способствовать благоприятное состояние экономики и валютного рынка.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: