С целью приведения норм национального законодательства в соответствие с положениями Директивы ЕС № 2013/34 / ЕС, 1 января 2018 года вступил в силу Закон Украины от 05.10.2017 года № 2164-VIII "О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» относительно усовершенствования некоторых положений» (далее - Закон), которым внесены изменения в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Свои разъяснения первой опубликовала Государственная фискальная служба, а затем и Министерство финансов Украины.

Предлагаем рассмотреть основные изменения, предусмотренные настоящим Законом, в частности:

I. Основным изменением считаем определение новой классификации разделения субъектов хозяйствования, которая ранее предусматривалась Хозяйственным кодексом Украины (ст. 55). Классификация происходит по критерию размеров предприятий: микропредприятия, малые, средние или большие. Отнесение к определенному виду предприятий происходит на основании не менее двух из следующих критериев:

  1. балансовая стоимость активов;

  2. чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

  3. средняя численность работников.

Для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяется официальный курс гривны, установленный Национальным банком Украины.

При этом предприятие соответствующей категории может быть переквалифицировано, если по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует критериям своей группы.

II. Появляется новое понятие - предприятия, которые составляют общественный интерес, - то есть такие предприятия как:

  • эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам,

  • банки,

  • страховщики,

  • негосударственные пенсионные фонды,

  • другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений и негосударственных пенсионных фондов, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям),

  • предприятия, которые согласно Закону относятся к крупным предприятиям.

Предприятие, которое составляет общественный интерес, должно создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух человек. Данное положение не распространяется на негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования.

Главным бухгалтером предприятия, которое составляет общественный интерес, может быть назначено лицо, имеющее высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет, не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности. При этом, данный перечень требований не является исчерпывающим.

III. Из принципов ведения бухгалтерского учета исключаются принцип осмотрительности, принцип фактической себестоимости и принцип периодичности. Вместо них определяются новые принципы финансовой отчетности, такие как: полное освещение, автономность, последовательность, непрерывность, начисление, превалирование сущности над формой, единый денежный измеритель и предполагается наличие других принципов, определенных международными стандартами или национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, или национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе в зависимости от того, какие из приведенных стандартов применяются предприятием.

IV. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, изложенные на государственном языке и официально обнародованы на веб-странице центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета.

V. Среди форм финансовой отчетности появляются такие понятия как:

  • отчет о платежах в пользу государства - документ, который содержит детализированную информацию о налогах, сборах и других платежах предприятий, подлежащих уплате в пользу государства в соответствии с законом, который подается предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовке древесины и при этом составляют общественный интерес;

  • отчет об управлении - документ, который содержит финансовую и нефинансовую информацию, характеризующую состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

VI. Устанавливается отчетный период для составления финансовой отчетности - календарный год. А промежуточная финансовая отчетность составляется по результатам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финансовая отчетность может составляться за другие периоды.

VII. Стоит обратить внимание на то, что финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческой тайны, не является конфиденциальной информацией и не относится к информации с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом. То есть четко определяется статус финансовой отчетности как информации.

VIII. Предусматривается подача консолидированной финансовой отчетности для предприятий, которые контролируют другие предприятия (материнские компании). Однако соответствующие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не подавать консолидированной финансовой отчетности, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

  1. балансовая стоимость активов - до 4 миллионов евро;

  2. чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8 миллионов евро;

  3. средняя численность работников - до 50 человек.

Также, консолидированная финансовая отчетность предусматривается для министерств, других центральных органов исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты государственного сектора экономики, и органов, осуществляющих управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, объединений предприятий, Центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Кроме основной финансовой и консолидированной отчетности, предусматривается возможность подачи уточненной финансовой отчетности и уточненной консолидированной финансовой отчетности по результатам проведения аудиторской проверки, с целью исправления самостоятельно выявленных ошибок или по другим причинам.

IХ. Относительно сроков обнародования годовой финансовой и консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением, то они устанавливаются в следующих пределах:

  • не позднее чем до 30 апреля года, который наступает за отчетным периодом, - для предприятий, представляющих общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг), публичных акционерных обществ, субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке и предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для Главных распорядителей бюджетных средств;

  • не позднее чем до 1 июня года, который наступает за отчетным периодом, - для крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг, и средних предприятий, других финансовых учреждений, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям, а также для центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законом, публикует его в течение 45 дней после утверждения.

Х. Важным аспектом, который касается первичных документов, рассматриваем то, что несущественные недостатки в них не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при наличии следующих условий:

  • такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;

  • имеются сведения о дате составления документа;

  • имеет место название предприятия, от имени которого составлен документ;

  • приводится содержание и объем хозяйственной операции и тому подобное.

Права и обязанности сторон, возникающие по результатам осуществления хозяйственной операции, оформленной первичным документом, не зависят от факта отражения ее в регистрах и на счетах бухгалтерского учета.

 

Людмила Касьян,

Помощник юриста


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: