10.06.2015 года на сайте газеты ВРУ «Голос Украины» был опубликован текст ЗУ «О правовом режиме военного положения» № 389-VIII от 12.05.2015.

11.06.2015 года – документ вступил в силу.

В соответствии со ст. 28 Закона, нормативный документ вступает в силу на следующий день после его опубликования.

Инициатором законопроекта зарегистрированного под №2541 от 03.04.2015 стал сам Президент – Петр Порошенко. Законопроект был разработан с целью актуализации существующего ранее законодательного регулирования правового режима военного положения (в виде ЗУ «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 №1647-III), которое не учитывало особенностей современных вооруженных конфликтов и опыта ведения антитеррористической операции на востоке страны.

Законопроект был внесен на рассмотрение ВРУ также и во исполнение п. 1 решения РНБО от 18.02.2015 «О дополнительных мероприятиях относительно укрепления национальной безопасности Украины» (решение введено в действие Указом Президента №139/2015 от 12.03.2015). В соответствии с текстом указанного пункта РНБО рекомендовала «Президенту Украины внести законопроект на рассмотрение Верховной Радой Украины как неотложный для внеочередного рассмотрения парламентом».

Таким образом, 09.04.2015 законопроект был принят за основу в первом чтении. При подготовке ко второму чтению Комитетом по вопросам национальной безопасности и обороны было рассмотрено 88 предложений и поправок к проекту Закона, 39 из которых были учтены (полностью или частично). 12.05.2015 Закон был принят ВРУ, 08.06.2015 - документ был возвращен с подписью Президента.

Основные нововведения, предусмотренные Законом 389-VIII (по сравнению со старой версией ЗУ «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 №1647-III):

  1. Военные администрации. Закон предусматривает, что на территориях, на которых введено военное положение, могут создаваться временные государственные органы – военные администрации. Военные администрации создаются по решению Президента Украины в населенных пунктах, в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы по ряду причин не осуществляют свои полномочия. Ст. 4 Закона посвящена порядку создания и деятельности военных администраций, ст. 15 – полномочиям. По – факту, военные администрации заменяют органы местного самоуправления и осуществляют функциональные обязанности последних. В старом Законе создание военных администраций не предусматривалось.
  2. Расширен перечень мероприятий правового режима военного положения (ст.8 Закона). Кроме прочего, органы власти на территориях, где введено военное положение могут:
  • «устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места проживания лиц на территории, где действует военное положение (п.10);
  • устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, в состав которых входят наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины (п.14);
  • осуществлять дополнительные мероприятия по усилению охраны государственной тайны (п.22);
  • интернировать (принудительно отселять) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины (п.23);
  • осуществлять обязательную эвакуацию задержанных лиц, которые пребывают в изоляторах временного содержания; подозреваемых, обвиняемых лиц, относительно которых применена мера пресечения – содержание под стражей, которые пребывают в следственных изоляторах; этапирование осужденных лиц, которые отбывают такие виды наказания как арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и пожизненное заключение, из заведений исполнения наказаний, расположенных в местностях, приближенных к районам, где ведутся боевые действия, в соответствующие учреждения, которые находятся в безопасной местности (п.24)».

Интересно, что в новой редакции Закона отсутствует право органов власти: «изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие» (п.11 в старом Законе).

Внедрение и осуществление мероприятий правового режима военного положения будет претворятся в соответствии с утвержденным КМУ типовым планом.

  1. Более детально выписан порядок введения военного положения и его отмены.

Со вступлением в силу ЗУ «О правовом режиме военного положения» № 389-VIII от 12.05.2015, ЗУ «О правовом режиме военного положения» от 06.04.2000 №1647-III утратит силу.

Анализ нового Закона не дает однозначного ответа, будет ли он эффективен в условиях военного положения. В период военного противостояния всегда появляется масса непредвиденных факторов, которые могут перевернуть «с ног на голову» даже самую, казалось бы, удачную законодательную инициативу. Одно можно сказать точно, в новой редакции Закона действительно многое было учтено из опыта проведения АТО (происхождение почти всех добавленных мероприятий правового режима военного положения можно проследить из ситуаций, реально имевших место во время проведения АТО).


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: