15 июня 2021 года Верховная Рада приняла законопроект №5153 «Закон Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения единовременного (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет», кратко – «Закон».

5 июля 2021 Закон был передан на подпись президенту. Для получения окончательно действующего текста Закона, правда, стоит дождаться его публикации в Голосе Украины, поскольку опубликованный текст может отличаться от проекта, который размещен на сайте ВРУ. После опубликования Закона всем, кто не получает все доходы в официальном порядке, стоит подробнее ознакомиться с положениями Закона.

Налоговая амнистия – это опыт, который широко используется в мире, и, важно отметить, не только развивающимися странами, которые проходят этап становления, но и развитыми странами, например, Германией, где уровень правового сознания, чуть ли не один из самых высоких в мире.

В нашем случае амнистия позволяет тем, кто приобрел состояний не в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, выйти из тени и узаконить в полной мере свое имущество. При этом у законопослушных налогоплательщиков может возникнуть вопрос, почему тем, кто подчиняется закону, надо платить сполна, а тем, кто от него уклоняется – еще и льготы? Однако власть идет на такие меры в надежде наполнить бюджет за счет имущества, которое иначе задекларировать владельцу не удастся, даже если бы он и хотел. Таким образом власть и те, кто насобирал не задекларированное имущество, идут на социальный компромисс, который должен принести им взаимную выгоду. А средства, поступающие в бюджет, должны в конце концов пойти на нужды всей страны, а значит, это выгодно для всех.

Суть Закона коротко можно свести к следующему:

С 1 сентября 2021 года до 1 сентября 2022 года будет возможным «одноразовое (специальное) добровольное декларирование» и оплата надлежащего по этому декларированию специального сбора, хоть оплата самого сбора может выходить за пределы указанного периода.

По результатам подачи декларации единовременно уплачивается сбор, который рассчитывается декларантом самостоятельно на основании стоимости активов и ставки, применяемой к соответствующему виду актива, и обозначается в декларации. Сбор может уплачиваться одним платежом в течение месяца после декларирования или быть разбитым на три платежа в течение 3 лет по желанию декларанта, но по повышенной ставке. Неуплата или недоплата сбора в срок ведет к признанию декларации такой, что не подана и, соответственно, к отсутствию государственных гарантий, предложенных законопроектом.

Какие лица относятся к субъектам декларирования?

Субъектами декларирования могут быть физические лица-резиденты Украины и нерезиденты, которые были резидентами на момент приобретения декларируемых активов. Не могут быть субъектами малолетние, недееспособные, подсанкционные лица и публичные лица, являющиеся такими в период с 1 января 2010 года. Также по тексту законопроекта отдельно оговаривается невозможность подачи одноразовой декларации лицами, в отношении которых ведутся дела об уклонении от уплаты налогов, владельцами активов, полученных преступным путем, и лицами, имеющими другие ограничения, связанные с источником происхождения активов.

Лица, которые должны предоставить, но не подали в определенный период единовременное декларацию, считаются такими, которые фактически заявили об отсутствии у них активов, подлежащих декларированию по данному законопроекту.

Что можно отнести к объектам декларирования?

К объектам декларирования относятся:

  • валютные ценности;

  • недвижимость;

  • движимое имущество, в том числе объекты искусства;

  • доли в юридических лицах;

  • ценные бумаги;

  • права на получение прибыли при отсутствии корпоративных прав;

  • другое (банковские металлы и все, что приносит или может приносить доход).

Не могут быть объектом декларирования активы, полученные в результате действий с признаками преступления (кроме уклонения от уплаты налогов и некоторых других экономического характера). Также не могут быть объектом денежные средства в наличной форме – для них прописывается порядок внесения на специально открытые счета в банках, после чего они могут декларироваться. Не могут быть задекларированы и активы, которые находятся в РФ.

Отдельно Закон определяет активы, по которым не осуществляется начисление, и уплата сбора с однократного (специального) добровольного декларирования:

  • активы стоимостью до 400 тыс. грн на момент завершения периода декларирования;

  • недвижимость, к которой относится квартира в 120 кв. м, дом в 240 кв. м, нежилые помещения площадью до 60 кв.м.;

  • земля в размере участков, подлежащих безвозмездной передаче ст.121 Земельного Кодекса;

  • одно некоммерческое транспортное средство.

То есть не нужно будет платить налог за имущество, имеющееся в указанных пределах - достаточно большая квартира, жилой дом и даже коммерческое помещение, одно собственное авто, безвозмездно полученный от местного совета участок и 400 000 гривен. Государство предполагает, что такие состояния каждый гражданин мог приобрести из официально задекларированных доходов. Однако это не значит, что декларацию в отношении такого имущества не нужно подавать (если оно было приобретено без подтверждения происхождения доходов, например, авто, купленное за наличные средства).

Далее приводим ставки сбора на задекларированное имущество и порядок определения базы сбора:

Базой для расчета причитающейся к уплате суммы сбора является стоимость активов, определяемая в гривне на день подачи декларации. Обязанность подтверждения стоимости объекта декларирования возлагается на декларанта. Стоимость может быть рассчитана с учетом затрат на момент приобретения активов, оценки, номинальной стоимости. Стоимость движимого имущества, кроме ценных металлов и объектов искусства, самостоятельно оценивается декларантом.

Сумму сбора, который предстоит заплатить, декларант определяет самостоятельно, однако после проверки размер суммы может скорректировать контролирующий орган.

К активам, расположенным и зарегистрированным в Украине, в том числе валютным ценностям, применяется ставка 5%. В случае рассрочки выплаты на 3 равных платежа в течение 3 лет применяется ставка 6%.

К активам, расположенным за рубежом (кроме РФ), применяются ставки 7% и 9,5% до 1 марта 2022 года, после указанной даты – 9% и 11,5% соответственно.

К активам в форме государственных облигаций Украины с периодом погашения более 365 дней без права досрочного погашения применяется ставка 2,5% (3% при рассрочке).

Какие же бенефиты можно получить от такого декларирования? В чем заключается обещанное освобождение от ответственности?

В случае подачи декларации и уплаты сбора декларант освобождается от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства в объеме тех активов, которые он задекларировал. Также он освобождается от проверок по этим источникам и необходимости платить полные суммы налогов, подлежащих уплате по общему правилу. При просрочке платежей по рассрочке сбора освобождения от ответственности не применяется, но при этом имущество уже задекларировано и налоговая может начислить налог на общих основаниях.

Относительно декларантов, которые выполнили все условия, то есть подавших декларации и оплатившие вовремя сборы, не могут быть начаты уголовные процессы, или же они не могут быть участниками административного процесса по составу преступлений и правонарушений, связанных с нарушением налогового и валютного законодательства.

В декларации, которые подаются в порядке единовременного добровольного декларирования применяется особый порядок проверок. Они могут быть только камеральными, то есть в рамках «кабинета» проверяющего, и могут касаться арифметических и логических ошибок в декларации. Проверка осуществляется в течение 60 дней с момента подачи.

Данные из деклараций нельзя использовать в расследованиях и в качестве доказательств по уголовным делам. Данные из деклараций не публикуются и являются конфиденциальными.

Вместе с тем необходимо отметить один из ключевых элементов Закона, и один из главных недостатков – все имущество, которое не было задекларировано в льготный период, не было раньше задекларировано гражданами и / или приобретено за задекларированные средства – считается незаконно полученным имуществом. В таком случае, если рядовой гражданин купил авто, скажем, в 2015 году, заплатив за него наличными из отложенной официальной зарплаты за несколько лет, не задекларировал такое авто и не воспользовался налоговой амнистией – такое авто автоматически будет считаться незаконно приобретенным, хотя на самом деле это не так.

Учитывая такое отсеивания законопослушных граждан и нарушителей, советуем каждому сделать ревизию своего имущества и рассмотреть возможность подачи декларации.

А для того, чтобы определиться, подпадают ли ваши активы под необходимость декларирования, стоит проанализировать их согласно Закону о налоговой амнистии.

Команда Smartsolutions Law Group готова осуществить Due Diligence ваших активов насчет возможности задекларировать их в рамках действия налоговой амнистии, оценить риски декларирования активов и оказать профессиональную правовую помощь с заполнением и подачей деклараций согласно Закону о налоговой амнистии.

Следите за нашими новыми публикациями по этой теме, в них мы подробнее исследуем риски декларирования имущества, ответственность граждан, которые не воспользовались амнистией и предоставим рекомендации по декларированию.

 


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: