Месяц назад Президент Украины внес в Верховную раду проект нового закона «О валюте» от 19.03.2018 г. № 8152. Законопроект был определен Президентом как неотложный и на сегодняшний день находится на рассмотрении комитетов ВРУ.

Помимо основополагающих положений о нормах и стандартах валютного регулирования, статья 15 - заключительных и переходных положений законопроекта содержит весьма примечательный пункт. Пункт предусматривает следующее - все валютные ограничения, которые введены Национальным банком Украины и вступят в силу вместе с законом, могут быть сняты только при условии вступления в силу закона Украины об осуществлении единовременного декларирования активов физических лиц и о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, который будет определять:

  • правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;

  • правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;

  • правила по ограничению расходов на финансовые операции со связанными лицами;

  • правила налогообложения постоянного представительства;

  • меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения;

  • процедуры по урегулированию споров по вопросам применения конвенций об избежании двойного налогообложения;

  • внедрение международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

Более детальное описание сути вышеупомянутых изменений ранее было отражено в Концепции внедрения основных рекомендаций BEPS в Украине (далее – Концепция), которая была составлена в 2016 году по результатам заседания рабочей группы для подготовки законопроектов по вопросам противодействия уменьшения налоговой базы и перемещении прибыли за границу с учетом международных инициатив ОЭСР.

Предлагаем кратко остановиться на некоторых аспектах возможной реформы и попытаться спрогнозировать, что может ожидать украинский бизнес в ближайшем будущем.

Контролируемые иностранные компании (КИК). На сегодняшний день существует несколько законопроектов, которые затрагивают вопрос КИК. Законопроекты отличаются, но основной принцип налогообложения КИК тот же - определенная часть дохода иностранной компании будет включаться в налогооблагаемый доход физического лица/налогооблагаемую прибыль юридического лица - контролирующих лиц иностранной компании. Обязанность по декларированию (сдачи отчета по КИК) ложится на контролирующее лицо.

Определение налоговой резидентности иностранных компаний. Иностранная компания будет являться резидентом Украины, если фактическое управление ею будет осуществляться с территории Украины. Такие компании должны стать на налоговый учет в качестве плательщика налога на прибыль.

Постоянные представительства. Путем внесения изменений в Налоговый кодекс и договоры об избежании двойного налогообложения, предлагается внедрить меры, которые бы ограничили возможности иностранных компаний, которые осуществляют свою деятельность на территории Украины, избегать регистрации постоянных представительств и выплат соответствующих налогов.

Отчетность международных групп компаний. Предусматривается подготовка и сдача отчетности для групп компаний (Country-by-Country Report), которые имеют свое присутствие в Украине и за рубежом. Отчетность должна предусматривать доходы и расходы группы, прибыль, активы, количество сотрудников в разрезе каждой страны, где имеют свое присутствие компании группы.

Обмен информацией. При автоматическом обмене информацией банки (через фискальные органы) будут предоставлять финансовую информацию по счету компании, фискальному органу страны налоговой резидентности компании. По определенным типам таких компаний (пассивные) банк обязан будет передать финансовую информацию в страну налоговой резидентности бенефициара такой компании. Как анонсировало ранее Министерство финансов Украины автоматический обмен финансовой информацией будет запущен в 2020 году. Обмениваться, планируют, информацией по результатам 2019 года.

Амнистия. Концепция 2016 года предусматривала внедрение, так называемой, валютной и налоговой амнистии. Так, валютная амнистия должна будет стимулировать резидентный бизнес выполнять новые правила КИК, так как она предусматривает возможность легализации долей в КИК и освобождение от ответственности за нарушение режима иностранного инвестирования. Налоговая амнистия предусматривает возможность единоразового декларирования активов, имущества, денежных средств резидента, уплаты соответствующих налогов и освобождение от ответственности за уклонения от налогообложения по таким задекларированным активам.

Относительно единоразового декларирования активов физических лиц 10 апреля 2018 года был зарегистрирован проект Закона о правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами (№ 8257 от 10.04.2018 г.) и сопутствующий проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами (№ 8258 от 10.04.2018 г.).

Законопроекты предусматривают возможность добровольного декларирования физическими лицами-резидентами денежных средств, валютных ценностей, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, долей в уставных капиталах резидентных и нерезидентных компаний, других доходов и имущества, с которых не были уплачены налоги и сборы в бюджеты и/или которые не были задекларированы в нарушение законодательства по вопросам налогообложения, валютного регулирования. Кроме того, в целях добровольного декларирования рассматривается сумма невозвращенных (выданных, полученных) займов (кредитов) или других долговых обязательств. Законопроектом отдельно предусматривается порядок определения стоимости движимого и недвижимого имущества, валютных ценностей.

Подача нескольких деклараций или внесение изменений в поданную декларацию не допускается. При этом, субъект декларирования будет освобождаться от обязанности предоставления информации об источнике происхождения средств.

Относительно наличных и денежных средств на счетах в иностранных банках, предусматривается обязательное их возвращение в Украину на банковские счета перед подачей декларации. В таком случае, к налогообложению денежных средств будет применятся льготная ставка налога.

Отдельно законопроектом предусматривается ряд государственных гарантий, которые будут распространяться на субъекты декларирования, среди которых:

  • запрет на проведение мер по обеспечению уголовного производства (по ст. 205, 209, 212, 212_1, 366, 367), на открытие производства по делам об административных нарушениях и по делам о нарушении таможенных правил, в отношении задекларированного имущества за любой период до дня окончания процедуры единовременного добровольного декларирования;

  • запрет на привлечение к финансовой ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного и другого законодательства по объектам декларирования;

  • сохранение госорганами тайны относительно субъектов и информации, предоставленной в декларации;

  • запрет использования такой информации в качестве доказательства совершения какого-либо административного или уголовного правонарушения;

  • запрет проведения контролирующими органами любых проверок соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства, связанных с объектами декларирования и запрет привлечения к финансовой ответственности.

Относительно единой ставки декларирования предлагается установить ее на уровне 2,5% стоимости объектов декларирования для всех объектов, кроме наличных средств. Для наличных средств ставка налога будет варьироваться от 0 до 6% в зависимости от определенных обстоятельств.

Как указано в пояснительных записках к упомянутым законопроектам, законопроекты разработаны, исходя из необходимости проведения масштабной экономической амнистии в Украине на достаточно привлекательных условиях, что может привести к существенному улучшению инвестиционного климата и вывода из теневого оборота существенного количества активов.

Как видим, все вышеперечисленные инициативы относятся к определенным шагам плана BEPS и именно реализация этих шагов в Украине должна будет привести к снятию валютных ограничений. Очевидно, что планируемая реформа повлечет кардинальные изменения для украинского и иностранного бизнеса как в разрезе построения структур, так и непосредственного ведения бизнеса.

Материал опубликован в аналитическом издании Юрист&Закон.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: