6 февраля 2015 года вступит в силу новая версия Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» №1702-VII от 14.10.2014.

Закон был принят на замену действующему сегодня Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» №249-IV от 28.11.2002.

Закон №1702-VII был разработан в результате договоренностей между Правительством Украины и Международным валютным фондом (соглашение «стенд-бай») и был принят во их  исполнение. Законодательный документ разрабатывался с учетом предложений экспертов Группы по разработке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF), МВФ и Комитета Совета Европы по оценке мероприятий противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (MONEYVAL) для национального законодательства.

В основу Закона легли новые Рекомендации Группы по разработке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF) от 16.02.2012 года.

Таким образом, Закон 14.10.2014 является модернизированной версией (с учетом изменений в международных стандартах) своего предшественника – Закона от 28.11.2002.

Ниже предлагаем Вашему вниманию самые значимые изменения в сфере предотвращения отмыванию денег (статьи, заслуживающие повышенного внимания):

Раздел 2 Система финансового мониторинга

Круг субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) (статья 5):

  • в круг субъектов были добавлены «страховые (перестраховые) брокеры» и «адвокатские бюро и объединения»;
  • такой СПФМ, как «физические лица, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету» в старой версии Закона был модифицирован в «субъекты хозяйственной деятельности, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету», что значительно расширило круг тех, кто попадает в эту группу;
  • «субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют торговлю драгоценными

металлами, камнями и изделиями из них наличными» являются СПФМ не зависимо от суммы финансовой операции (ранее была установлена граничная сумма, при превышении которой этим субъектам следует проводить финансовый мониторинг).

Обязанности и задания СПФМ (статья 6):

  • улучшена процедура подачи и хранения СПФМ информации;
  • ужесточены требований к организации внутренней деятельности СПФМ (в т.ч. по поводу назначения ответственного сотрудника и подачи информации о нем);
  • детализированы виды клиентов, относительно которых следует устанавливать высокие риски и ужесточены мероприятия по проверке таких лиц. В первую очередь, это коснулось такого вида клиента, как публичный деятель и всех связанных с ним лиц, а также субъектов страхового рынка (относительно определения выгодоприобретателя).

Особенности деятельности специально определенных СПФМ (статья 8):

  • субъекты предпринимательской деятельности (СПД) обязаны проводить ФМ, участвуя в купли/продажи недвижимости, в качестве посредников не зависимо от суммы операции (ранее это касалось сделок на 400 000 гривен и более);
  • нотариусы не должны в обязательном порядке сообщать специально уполномоченному органу (СУО) о своих подозрениях по поводу услуг, связанных с куплей-продажей недвижимости на сумму 400 000 гривен и более.

Идентификация, верификация, изучение клиентов (статья 9):

  • введено понятие «верификация»;
  • разрешено не проводить верификацию/идентификацию клиента при установлении деловых контактов:
  1. с клиентами физическими лицами, на основании договоров страхования (кроме страхования жизни), если страховой платеж составляет не более 5 000 гривен;
  2. на основании договоров об участие в лотерее, если ставка игрока не более 5 000 гривен;
  3. с платежными организациями, участниками или членами платежной системы, банком, филией иностранного банка при проведении ими финансовых операций без открытия счета на сумму менее 150 000 гривен;
  • установлена обязательная верификация и идентификация клиента при совершении переводов (физическими лицами или ФОП) без открытия счета на сумму более 15 000 гривен (но менее 150 000 гривен).
  • уточнен перечень данных, требуемых от клиентов, при их идентификации/верификации;

Законодатель значительно расширил полномочия СПФМ в отказах проведения финансовых операций (статья 10).

Операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу (ФМ) (статья 15):

  • в перечень таких операций вошли:
  1. финансовые операции, проводимые субъектами хозяйственной деятельности в сфере азартных игр на сумму 30 000 гривен и более (ранее 13 000 гривен и более);
  2. все операции с наличностью (без каких-либо условий и исключений)
  3. операции, проводимые неприбыльной организацией и лицами с высоким риском.
  • исключен из перечня финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу: перевод лицом денег за границу при отсутствии внешнеэкономического договора.

Остановка финансовых операций – раздел 4

  • нормы, регулирующие данную область ФМ, были выведены в отдельный раздел (раздел 4);
  • улучшена процедура остановки финансовых операций, а также их возобновления (пошагово прописаны действия СПФМ и СУО, установлены сроки).

Национальная оценка рисков (НОР) – раздел 6

  • введено понятие национальной оценки рисков финансового мониторинга (определение в статье 1);
  • установлена обязанность СУО и других уполномоченных органов принимать участие в НОР (проводится не реже одного раза в три года; порядок проведения устанавливается КМУ и НБУ).

Ответственность за нарушение законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем – раздел 8:

  • увеличены штрафы;
  • расширен перечень нарушений, за которые наступает ответственность;
  • введено понятие исковой давности (не более 3-х лет со дня нарушения и не более 6-ти месяцев со дня выявления нарушения);
  • разграничены понятия «не подача информации СУО» (статья 25) и «несвоевременная подача» (статья 26).

В связи с принятием нового Закона, в ряд связанных с ним (в той или иней степени) нормативных актов также были внесены соответствующие изменения. Для КМУ и НБУ был определен срок в 3 месяца для приведения своих нормативных актов в соответствие с новым Законом.

Таким образом, новый Закон, несомненно, является более «выписанной» и «взвешенной» версией старого. Нормативным актом были детализированы и уточнены многие моменты, которые в этом остро нуждались. Словом сказать, к проблеме отмывания денег попытались подойти на европейском уровне.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: