В связи с вступлением в силу Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» №361-IX от 06 декабря 2019 (далее – Закон) значительно усилились меры финмониторинга, направленные на предотвращение легализации доходов. Одной из таких мер стало расширение перечня субъектов, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга (далее - СПФМ).

Статья 6 Закона была дополнена и расширена понятия отноистельно следующих СПФМ:

  • субъектов аудиторской деятельности;
  • бухгалтеров, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъектов хозяйствования, осуществляющих консультирование по вопросам налогообложения;
  • субъектов хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
  • лиц, оказывающих услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
  • субъектов хозяйствования, предоставляющих посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектов хозяйствования, предоставляющих за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
  • поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

С момента принятия новой редакции Закона все СПФМ должны встать на учет в качестве СПФМ в Государственной службе финансового мониторинга. При этом перед постановкой на учет следует учесть все требования законодателя, а именно:

  1. Требования относительно ответственного работника и его заместителя.

Законом предусмотрено, что ответственный работник назначается по должности на уровне руководства, должен иметь безупречную деловую репутацию (что подтвердить справкой об отсутствии судимости) и соответствовать квалификационным требованиям.

Кроме Закона СПФМ также руководствуются в своей деятельности нормами своего регулятора (им может быть Министерство юстиции Украины, Министерство финансов Украины и т.д. – в зависимости от вида СПФМ). Поэтому при подборе ответственного работника следует обратить внимание на их положения относительно финансового мониторинга: там могут быть дополнительные требования.

  1. Требования к внутренним документам.

Закон обязывает СПФМ разработать и утвердить правила и программу финансового мониторинга, а также другие внутренние документы. Обычно, основные требования к ним указаны в нормативно-правовых актах непосредственного регулятора. Также регулятор может предусмотреть обязательное утверждение других документов, касающихся финансового мониторинга СПФМ.

  1. Другие требования.

СПФМ следует обратить внимание на ограничения по времени с момента назначения ответственного работника, его увольнение и тому подобное. В случае наступления таких изменений он должен немедленно сообщить об изменениях в Государственную службу финансового мониторинга.

Также есть ограничения по времени и по самой процедуре осуществления финансового мониторинга (например, в случае отказа в обслуживании клиенту). Сроки для сообщения определяются Законом и могут отличаться в зависимости от ситуации.

Со своей стороны, Smartsolutions Law Group советует пристально и внимательно вести деятельность в качестве СПФМ, и ни в коем разу не пренебрегать положениями законодательства. В случае наличия у вас вопросов, наши эксперты готовы помочь вам при разработке внутренних документов компании и проконсультировать относительно ситуаций, которые могут возникнуть при осуществлении финансового мониторинга.


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: