В свое время большое количество дискуссий, как в обществе в целом, так и среди юридического сообщества, вызвало введение несколько лет назад адвокатской монополии.

Законом Украины от 2 июня 2016 г. за № 1401–VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» в текст Конституции Украины вместе с другими новыми положениями было добавлено статью 1312, в которой, в том числе было указано, что исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения.

Было также предусмотрено, что Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничено.

Представительство в судах преимущественно адвокатами вводилось постепенно: сначала при рассмотрении дел в Верховном Суде и судах кассационной инстанции (с 1 января 2017 года); в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018; в судах первой инстанции — с 1 января 2019 года.

Что касается представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами, то эта норма должна была действовать с 1 января 2020 года.

03 сентября 2019 народные депутаты Украины (337 народных депутатов поддержали законопроект) во время заседания Верховной Рады Украины направили законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно отмены адвокатской монополии) в Конституционный суд для получения заключения суда о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Законопроектом предусматривается исключить из ст. 1312 Конституции Украины упоминание об обязательном представительстве исключительно адвокатами интересов других лиц в судах всех уровней. Предлагается исключительное право адвоката представлять интересы лиц только для защиты от уголовного обвинения.

Есть много сторонников и противников указанного выше законопроекта.

Независимо от желания тех или иных, этот проект, возможно, все-таки станет законом, который изменит ситуацию на представление интересов других лиц в судах.

На первый взгляд все просто: у людей появится возможность большего выбора в случае необходимости защищать свои интересы в суде, а среди юристов (адвокатов и не адвокатов) увеличится конкуренция, что как будто должно привести к предоставлению более качественных услуг лицам, нуждающимся в правовой помощи и возможному уменьшению стоимости представительских услуг в суде.

Но все так просто для человека, который не часто, а может быть, впервые в жизни вынужден обратиться за юридической помощью? Как сделать правильный выбор?

Не останавливаясь на сравнении квалификации адвокатов и не адвокатов, могу только отметить по этому поводу, что высококвалифицированные специалисты среди обеих категорий. Но в целом, считаю, что среди адвокатов все же большее количество специалистов, которые предоставят высококачественные услуги в случае необходимости представительства интересов других лиц в судах. Это объясняется как тем, что и до введения изменений в Конституции Украины адвокаты преимущественно были сосредоточены на представительстве интересов лиц в судах, так и тем, что после внедрения адвокатской монополии большое количество юристов — не адвокатов, для того, чтобы иметь возможность представлять интересы своих клиентов в судах, фактически вынуждены были получать статус адвоката.

Конечно статистики относительно того, какая доля юристов, практиковала в судах и имеет сегодня статус адвоката, а какая — такого статуса не имеет, нет.

Но можем с большой вероятностью предположить, что большинство юристов — не адвокатов, основной или по крайней мере важной своей сферой деятельности считали представительство интересов лиц в судах или получили статус адвоката, или на пути к его получению.

Таким образом, большое количество опыта и квалификации в сфере судебного представительства концентрированно именно в среде адвокатского сообщества.

Обращение именно к адвокату имеет и другие преимущества.

Процессуальное законодательство предусматривает возмещение судебных расходов стороны, в пользу которой принято судебное решение. В составе судебных расходов не последнее место занимают расходы на юридическую помощь. Но возмещению подлежат только расходы, связанные с правовой помощью только адвоката.

Итак, сколько бы не заплатили юристу — не адвокату за оказание ими юридической помощи — эти средства не вернутся заказчику юридических услуг, а в случае выплаты вознаграждения адвокату, лицо, выигравшее судебный процесс имеет возможность вернуть потраченные на услуги адвоката средства, а это, кроме других факторов, является весомым аргументом для принятия решения об обращении за юридической помощью именно к адвокату.

Адвокат обеспечивает условия, исключающие доступ посторонних лиц к адвокатской тайне или ее разглашение, что, несомненно, является преимуществом оказания правовой помощи, предоставляемой именно профессиональными адвокатами. Гарантии сохранения адвокатской тайны закреплены статьей 23 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», где указано, что запрещается требовать от адвоката, его помощника, стажера, лица, находящегося в трудовых отношениях с адвокатом, адвокатским бюро, адвокатским объединением, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью, предоставление сведений, составляющих адвокатскую тайну. По этим вопросам указанные лица не могут быть допрошены, кроме случаев, если лицо, доверившее соответствующие сведения, освободило такое доверенное лицо от обязанности хранить тайну в порядке, предусмотренном законом.

Большое значение приобретает этот фактор, если учесть определение адвокатской тайны (ст. 22 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»): «адвокатской тайной является любая информация, которая стала известна адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, лицу, находящемуся в трудовых отношениях с адвокатом, о клиенте, а также вопросы, по которым клиент (лицо, которому отказано в заключении договора о предоставлении правовой помощи из предусмотренных настоящим Законом оснований) обращался к адвокату, адвокатскому бюро, адвокатскому объединению, содержание советов, консультаций, разъяснений адвоката, составленные им документы, информация, хранящаяся на электронных носителях, и другие документы и сведения, полученные адвокатом при осуществлении адвокатской деятельности».

И вспомнив о возможности адвокатов по сохранению всей информации, которую доверили им клиенты, стоит упомянуть и о возможности получения необходимой для клиентов информации.

Статьей 24 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрено право адвоката обращаться к органу государственной власти, органу местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений о предоставлении информации, копий документов, необходимых адвокату для оказания правовой помощи клиенту. Отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, влекут за собой ответственность, установленную законом.

Преимуществом адвокатуры при представительстве в судах является и наличие ответственности для недобросовестных адвокатов, которая является залогом реализации права клиента именно на профессиональную юридическую помощь, поскольку угроза наложения дисциплинарного взыскания является основанием для недопущения злоупотреблений процессуальными правами и дополнительным стимулом для надлежащего выполнения своих обязательств перед клиентом.

Законодательством четко определена обязанность адвоката повышать свой профессиональный уровень. Разработана и внедрена в жизнь система повышения квалификации адвокатов и система контроля за выполнением адвокатами указанного долга.

В свое время большое количество дискуссий, как в обществе в целом, так и среди юридического сообщества, вызвало введение несколько лет назад адвокатской монополии.

Законом Украины от 2 июня 2016 г. за № 1401–VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» в текст Конституции Украины вместе с другими новыми положениями было добавлено статью 1312, в которой, в том числе было указано, что исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от уголовного обвинения.

Было также предусмотрено, что Законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде по трудовым спорам, спорам о защите социальных прав, в отношении выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом недееспособными или дееспособность которых ограничено.

Представительство в судах преимущественно адвокатами вводилось постепенно: сначала при рассмотрении дел в Верховном Суде и судах кассационной инстанции (с 1 января 2017 года); в судах апелляционной инстанции — с 1 января 2018; в судах первой инстанции — с 1 января 2019 года.

Что касается представительства органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах исключительно прокурорами или адвокатами, то эта норма должна была действовать с 1 января 2020 года.

03 сентября 2019 народные депутаты Украины (337 народных депутатов поддержали законопроект) во время заседания Верховной Рады Украины направили законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно отмены адвокатской монополии) в Конституционный суд для получения заключения суда о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Законопроектом предусматривается исключить из ст. 1312 Конституции Украины упоминание об обязательном представительстве исключительно адвокатами интересов других лиц в судах всех уровней. Предлагается исключительное право адвоката представлять интересы лиц только для защиты от уголовного обвинения. Для нее адвокатов, осуществляющих представительство интересов лиц в судах законодательством ничего подобного не предусмотрено.

В конце концов лицо, обращается к адвокату, имеет возможность проверить наличие информации о нем в Едином реестре адвокатов Украины (https://erau.unba.org.ua/). Учитывая, что адвокатом может стать только лицо, имеющее высшее юридическое образование, владеющее государственным языком, имеющее стаж работы в области права не менее двух лет, сдавшее квалификационный экзамен, прошедшее стажировку, само включение в указанный реестр является определенной гарантией имеющегося у адвоката высокого профессионального уровня.

В конце концов, выбор представителя, который надлежащим образом защитит законные права и интересы всегда за клиентом, а юристам, независимо от того получили они статуса адвоката или нет, нужно всегда достойно выполнять свои обязанности перед клиентами с максимальной возможностью пользуясь своими знаниями и возможностями.

Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: