Достаточно противоречивые реакции юристов вызвал принятый 15 июня 2021 года проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения единоразового (специального) добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единоразового сбора в бюджет». Украина еще в начале 2017 присоединилась к международной программе расширенного сотрудничества по вопросам имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения, участие в которой сегодня берут около 70% всех стран мира. Но реальные активные действия по имплементации этого плана нашим государством ведутся всего пару лет.

Хотя в Конституции Украины и установлено, что все граждане ежегодно должны подавать в соответствующие органы декларации о своем имущественном состоянии и доходах за прошлый год, однако Налоговый кодекс Украины устанавливает достаточно большой перечень исключений из этой нормы. Да и вообще этот кодекс является едва ли не самой запутанным нормативным актом нашего государства.

Из-за несовершенного законодательства, большой налоговой нагрузки, неидеальной работы контролирующих органов и постсоветского менталитета многих граждан, доходы большого количества физических лиц остаются «в тени», не декларируются, из них не платятся налоги и сборы, и государство недополучает огромные суммы в бюджет.

Указанный новый закон с одной стороны призван стимулировать вливания в государственный бюджет, а с другой – побудить налогоплательщиков-физических лиц выйти из «тени» хоть частично, получив индульгенцию за свои «налоговые грехи». Лица, которые с сентября 2021 задекларируют свои полученные ранее (с 2005 года) активы и оплатят определенный законом единоразовый сбор, освобождаются от уплаты надлежащих налогов и платежей с тех активов, от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства и от проверок источников тех активов. Заманчиво, правда?

Но на самом деле закон определяет большой перечень активов, которые не могут быть так задекларированы. Легализировать таким образом можно только активы, полученные в результате совершения уголовных преступлений или других нарушений законодательства, связанных из:

  • уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);

  • уклонением от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

  • нарушениями в сфере валютного законодательства;

  • нарушениями в сфере защиты экономической конкуренции – концентрацией субъектов хозяйствования без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины, в случае если наличие такого разрешения необходимо.

Если же активы получены в результате совершения других преступлений, получить гарантированное освобождение от ответственности не получится. Как не получится и если в отношении декларанта уже начато досудебное расследование или судебное производство по признакам совершения:

  • уклонения от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);

  • уклонения от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

  • служебной подделки документов налоговой и / или финансовой отчетности, таможенных деклараций, налоговых накладных, первичных документов, другой отчетности по налогам, сборам (обязательным платежам)

  • служебной халатности, связанной с нарушением требований налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Не распространяется возможность легализации и на активы лиц, в отношении которых открыто судебное производство по признакам совершения следующих преступлений:

  • легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем;

  • финансирование терроризма;

  • использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств;

  • подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы;

  • подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги;

  • принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом;

  • незаконное обогащение;

  • предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу;

  • злоупотребление влиянием;

и / или которые подлежат взысканию как необоснованные в порядке, установленном соответствующими нормами закона.

 

Нельзя согласно этому закону легализовать и денежные средства в наличной форме. И, конечно, не подлежат легализации активы, находящиеся на территории государства-агрессора или имеют источники происхождения из такой страны.

Поэтому принятый закон имеет четко определенный узкий круг активов, которые физические лица могут вывести из тени, имеет больше формальный характер для имплементации международных норм и вряд ли станет эффективным инструментом для перевода полученных и скрытых гражданами активов в законную плоскость.

Если же вы решите воспользоваться предоставленным указанным законом правом легализовать свои ранее незадекларированные активы, адвокаты и юристы Smartsolutions Law Group помогут определить эту возможность, оценить риски декларирования и защитить ваши права и интересы перед контролирующими и правоохранительными органами.

 


Актуальные заметки:
Поделитесь этой заметкой в социальных медиа: